Итак Человечество вступает в ХХI век. Вполне вероятно, что он станет последним веком существования этого биолологического вида на нашей планете. Но Человечество не исчезнет бесследно, оно пре- образуется в новый биологический вид. В этом веке будет происхо- дить очень мучительный процесс замены существующего многие тыся- челетия вида, новым более совершенным, формирование которого уже началось в наше время и сопряжено со множеством мелких, как буд- то не связанных с этим процессом перемен, постепенно изменяющих и самого ныне существующего человека и ту среду,в которой он оби- тает. В последние десятилетия проявился целый конплекс таких факторов. Для того, чтобы представить себе что произойдет с Человеком и Человечеством в грядущем тысячелетии нужно прежде всего оглянуть- ся назад, и оценить некоторые общие тенденции, характерные для течения процессов развития и эволюции биологических структур во- обще и человека в частности. Общепринята следующая последовательность эволюции видов, кото- рая определила формирование современного Человека: человекообразная обезьяна--> австралопитек--> питекантроп--> синантроп--> неондерталец--> корманьонец--> современный человек На первый взгляд все выглядит логично и последовательно, но ес- ли проследить, где обитали предполагаемые предки человека, то ока- жется, что звенья этой цепи не связаны между собой. Действительно, австралопитек обитал в Юго-Восточной Африке, питекантроп - на ос- трове Ява, синантроп - в Китае, а неандерталец и кроманьенец - в Западной Европе (рисунок 1). Как же это могло получиться? Можно, конечно, предположить, что,зародившесь в Африке, австра- лопитеки стали быстро увеличиваться в численности,постепенно засе- лили южную часть Евроазиатского континента и в конце концов достиг- ли Индокитая, где в результате эволюции появился питекантроп. Но если было бы так, то австралопитек должен был быть самым распрос- траненным видом на континенте, заселившим громадные территории. Су- ществование такой крупной популяции не могло не оставить многочис- ленных следов в разных частях Евразии, но ничего подобного не про- изошло. Археологические исследования убеждают нас в том, что чис- ленность австралопитеков никогда не была высокой.Те же соображения окажутся справедливыми и для доказательства невозможности существо- вания наследственной связи между питекантропом и неандертальцем. То же самое оказывается справедливым и при оценке взаимосвязей между другими звеньями той же цепи. В конце ХIХ века англичанин Пэдж выдвинул гипотезу НОМОГЕНЕЗА, в соответствии с которой эволюционные процессы определяются не столько воздействиями внешней среды, сколько наследственными прог- раммами, передающимися из поколения в поколение, но реализующиеся только на определенной ступени развития. Эта идея в нашей стране нашла отражение в исследованиях Л.С.Берга. Еще в двадцатых годах нашего столетия он писал: "Эволюция организмов есть результат не- которых закономерных процессов, протекающих в них. Она есть номо- генез, развитие по твердым законам, в отличие от эволюции путем случайностей, предполагаемой Дарвиным. Влияние борьбы за сущест- вование и естественного отбора имеет второстепенное значение, и во всяком случае прогресс в организации ни в малейшей степени не зависит от борьбы за существование". 2 Рис.1 Зоны формирования гуманоидов. Берг приводит ряд фактов, которые, по его мнению, доказывают справедливость гипотезы номогенеза. Так, например, он обратил внимание на то, что у некоторых животных на эмбриональной стадии развития формируются зачатки органов, которые отсутствуют у взро- слых особей, но проявляются в последующем в более совершенных ви- дах. Одним из важнейших факторов, подтверждающим гипотезу номоге- неза, его сторонники считают многочисленные параллелизмы, то есть случаи когда независимо друг от друга развиваются и эволюциониру- ют по одному и тому же пути подобные биологические структуры. В качестве такого примера приводится номогенез в антропогенезе. Формирование и развитие организма осуществляется в соответ- ствии с программами, передаваемыми по наследству. Но как показы- вают исследования нашего соотечественника Б.М.Медникова, каждая наследственная программа может быть представлена несколькими раз- новидностями - АЛЛЕЛЯМИ, но при развитии организма реализуется только одна из них. Остальные хотя и передаются по наследству, но не используются и консервируются. Они могут проявиться через несколько поколений. Предполагается, что выбор программ, подлежа- щих реализации, определяется некоторым сочетанием внешних фак- торов. В подтверждение этого соображения Медников приводит ряд приме- ров. Вот один из них. При определенных условиях из яичек, отложен- ных обычным кузнечиком, неожиданно появляется саранча, причем это происходит не в кладках одной особи, а у целой популяции одновре- менно. А через какое-то время наблюдается обратное явление. Из яиц, отложенных саранчой, вновь появляются обычные кузнечики. По мнению ученого, в этих случаях реализуются разные аллели в поко- лениях одого и того же вида. Выбор реализуемой программы предполо- жительно увязывается с солнечной активностью. Аллели Медникова можно рассматривать как одну из форм проявле- ния номогенеза. Исходя из этой теории, формирование новых видов и эволюция существующих определяются генетическими программами, заложеннымм в клетках, а не случайным стечением обстоятельств и внешних факторов, как это предполагает терия происхождения видов, разработанная Дарвиным. Условия окружающей среды только способ- ствуют выбору одной из множества аллелей, свойственных для дан- ного вида. Эти выводы ставят под сомнение многие эволюционные кон- цепции, на базе которых базируются многие современные футурологи- ческие прогнозы. 3 В повседневных заботах при разрешении множества конфликтов и противоречий, которыми так богато наше тревожное время, мы часто не задумываемся о сущности и первопричинах происходящего,предпола- гая, что многое в нашей жизни определяется непредсказуемыми слу- чайностями, стечением определенных обстоятельств, действиями неко- торых личностей. Мы необоснованно считаем, что в результате про- должительной эволюции появилось определенное биологическое образо- вание - ЧЕЛОВЕК и он просуществует без существенных изменений еще сотни,а может быть и тысячи лет. И все сводится только к разумной и рациональной организации построения общества. Предполагается, что если разработать какие-то очень хорошие, разумные программы,подобрать честных и толковых исполнтелей,то на нашей планете можно создать некое подобие земного рая, в котором каждый его обитатель будет жить безмятежно и счастливо. Одни счи- тают, что этого можно добиться путем построения коммунистического общества или чего-то подобного,другие видят выход из создавшегося положения в духовном совершенствовании общества и даже создание из жителей нашей планеты неких боголюдей, а путь ко всеобщему про- цветанию лежит через духовное совершенствование личности. Излагаются и другие идеи и соображения, но во всех случаях че- ловек рассматривается как уже сложившееся образование, наделенное определенными качествами и свойствами и нужно только суметь их наиболее рационально использовать. Но при этом совершенно не учи- тывается то, что человек это не стабильная, а быстро эволюциониру- ющая структура, которая активно воздействует на среду обитания и условия своего существования, что ускоряет и его собственную эво- люцию. В справедливости такого утверждения убеждает вся история жизни на планете.В таблице 1 приводятся данные о появлении разных форм жизни. Для большей наглядности введена графа "Условная дата", в которой приводятся даты появления различных видов, если условно принять, что наша планета существует ровно год,она образовалась в январе, а сейчас полночь (24.00) 31.12. В этом масштабе одной се- кунде соответствует 200 годам. Из таблилицы следует, что процесс эволюции на Земле происходит со все возрастающим ускорением. Эта закономерность убеждает нас в том, что все, что произойдет с Человечеством в будущем, неизбежно должно случиться в сжатые сроки, соизмеримые с продолжительностью жизни человека. Для выяв- ления закономерностей проявления этого будущего, приведем резуль- таты анализов перспектив эволюции самого человека как биолоическо- го вида, ожидаемых изменений среды его обитания, а также результа- тов взаимодействия этих факторов друг на друга. Развитие любого биологического вида, не исключая и человека, связано со средой обитания и происходит в несколько этапов,каждый из которых определяется некоторым соотношением качестенных харак- теристик представителей вида и условиями, обеспечивающими его су- ществование. Любой новый вид формируется в недрах уже существующе- го, путем эволюционных изменений и обретения таким образом новых качеств и свойств, способствующих приспособлению к условиям среды обитания. Непосредственной причиной таких изменений в организме являются мутагены, изменяющие его наследственные свойства. Характер эволюционного процесса развития человека, как биологи- ческого вида, по демографическим показателям, можно разбить на че- тыре последовательных этапа. Их характеристика, по среднегодовому мировому приросту населения на 1000 жителей планеты, за счет пре- вышения рождаемости над смертностью, представлена на рисунке 2. 4 Таблица 1 ------------------------------------------------------------- Ф о р м ы Время появления Условная дата ж и з н и (лет назад) (дни и время) _____________________________________________________________ Образование Земли 6.500.000.000 январь Первые клетки, бактерии 3.000.000.000 июль Черви, губки 1.000.000.000 13 ноября Простейшие позвоночные 500.000.000 2 декабря Позвоночные на суше 300.000.000 13 декабря Первые пресмыкающиеся 250.000.000 16 декабря Крупные ящеры 200.000.000 20 декабря Первые млекопитающие 150.000.000 22 декабря Крупные млекопитающие 80.000.000 26 декабря Приматы 40.000.000 28 декабря Человекообразные обезьяны 25.000.000 29 декабря - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Выделение человеческой 31 декабря ветви 15.000.000 5 ч. 00 м. Предантропы Австралопитеки 2.800.000 20 ч. 15 м. Питекантропы 1.000.000 22 ч. 40 м. Архантропы Синантропы 500.000 23 ч. 02 м. Палеоантропы Неандертальцы 200.000 23 ч. 45 м. Кроманьенцы 100.000 23 ч. 50 м. Неоантропы Современный вид человека 35.000 23ч.57м.00с. Древнейшие цивилизации 10.000 23ч.59м.10с. Начало новой эры 2.000 23ч.59м.50с. Появление техносферы 200 23ч.59м.59с. Наше время (конец ХХ,начало ХХI веков) - 24ч.00м.00с. ------------------------------------------------------------- Рис.2 Этапы демографической эволюции человека 5 На ПЕРВОМ ЭТАПЕ развития вида (человека) происходит его форми- рование, то есть приобретение отдельными особями новых качеств и свойств, выделяющих их из существующей популяции. Характерной осо- бенностью этого этапа является, с одной стороны - очень небольшая численность живущих особей, а c другой - лучшая приспособленность к условиям существования. Благодаря этому качеству повышается, "удельная" выживаемость представителей вида, то есть большой про- цент потомства выживает, хотя и смертность при этом будет все же очень высокой. Но удельная рождаемость превышает смертность. Рож- даемиость на этом этапе составляла около 40 случаев в год на 1000 жителей, а смертность не превышала 38 случаев. Из графика, представленного на рисунке 2, следует, что на пер- вом этапе развития прироста населения почти не происходило.По при- кидочным оценкам общая численность населения на земном шаре была: в 10.000 г. до Н.Э. - 5 млн. человек; в 5.000 г. до Н.Э. - 10 млн. человек; в 2.000 г. до Н.Э. - 50 млн. человек; в начале нашей эры - 200 млн. человек; в 1.000 г. Н.Э. - 305 млн. человек; в 1.500 г. Н.Э. - 440 млн. человек; в 1.700 г. Н.Э. - 550 млн. человек; в 1.800 г. Н.Э. - 910 млн. человек; в 1.900 г. Н.Э. - 1.600 млн. человек. Из приведенных цифр следует, что на протяжении тысячелетий при- рост численности обитателей нашей планеты происходил очень медлен- но. Сокращение смертности, и особенно детской, происходило очень медленно и поддержание даже простого воспроизводства населения требовало очень высокого уровня рождаемости. И такое имело место в прошлом. Так, например, у Иоганна Себастьяне Баха было 20 детей, из них в живых осталось только 10. Иоганн Вольфганг Гете упоминал об одной русской женщине, которая в течение жизни родила 60 детей. Английская королева Анна (1665 - 1714) родила 17 детей,из которых только один прожил до 17 лет. Высокая детская смертность значительно сокращала среднестатис- тическую продолжительность жизни человека, которая медленно возра- стала по мере развития общества. В качестве примера приводим дан- ные по городу Женева в ХVI - ХIХ веках (таблица 2). Таблица 2 ---------------T---------------------------------------T---------¬ ¦ ¦ Численность живущих в %% в возрасте до¦ Средний ¦ ¦ Г О Д Ы ¦_______________________________________¦ возраст ¦ ¦ ¦ 10 лет 40 лет 70 лет 90 лет ¦ умерших¦ +--------------+---------------------------------------+---------+ ¦ 1560 - 1600 ¦ 65,8 28,3 5,8 0,3 ¦ 18 ¦ ¦ 1601 - 1700 ¦ 58,0 32,7 8,8 0,5 ¦ 22,8 ¦ ¦ 1701 - 1800 ¦ 51,3 36,1 12,2 0,5 ¦ 39 ¦ ¦ 1814 - 1833 ¦ 57,6 34,6 12,0 5,8 ¦ 41 ¦ ¦ 1838 - 1845 ¦ 46,7 33,2 15,0 6,1 ¦ 42 ¦ L--------------+---------------------------------------+---------- Первый этап эволюции завершается началом резкого сокращения смертности при сохранении высокого уровня рождаемости,что является следствием развития медицины и повышения общего уровня жизни насе- ления. Его численность начинает быстро расти,что проявляется в рез- ком увеличении прироста населения, расширении ареала его обитания, освоения новых регионов. Происходит небывалый расцвет вида. 6 ВТОРОЙ ЭТАП можно характеризовать как расцвет вида.Он определя- ется сохранением рождаемости на прежнем высоком уровне, а смерт- ность быстро сокращается и достигает 7 - 10 случаев в год на 1000 жителей. Это несоответствие приводит к бурному приросту населения, происходит "демографический взрыв", прирост населения достигает 25 - 30 человек в год на 1000 жителей. Это происходит за счет по- вышения комфортности условий обитания. Продолжительность этапа - около одного столетия. В большинстве развитых стран он происходил в ХIХ - начале ХХ веков, в отсталых странах он проявляется с не- которым опозданием. ТРЕТИЙ ЭТАП эволюции - кризис вида, проявляется в постепенном сокращении рождаемости, и прироста населения вплоть до его прекра- щения. Такое состояние характерно для экономически развитых пере- довых стран в конце ХХ века, где смертность стабилизировалась на уровне 7 - 10 случаев в год на 1000 жителей. А рождаемость посте- пенно сокращается и к концу этапа становится равной смертности. Этап характеризуется быстрым развитем кризисных явлений, отража- ющихся не только на количестве, но и на качестве потомства. Сокра- щение рождаемости происходит за счет возрастающего воздействия техногенной цивилизации на человечество. Это связано с широким использованием химических препаратов в сельском хозяйстве, быту и других областях человеческой деятель- ности. В результате чего химические вещества попадают в организм человека с пищей, водой, при дыхании и другими путями. Кроме того, весьма существенным являются результаты постоянных воздействий на организм радио, телевизионных, электрических и других облучений,а также использование радиоактивных заполнителей в стройконструкци- ях. Все это воздействует на организм человека и оно из года в год увеличивается. Следствием всего этого является катастрофическое сокращение ко- личества сперматозойдов в сперме у мужчин (по французким данным за 20 лет это сокращение составило 42%). Кроме того наблюдается и резкий рост бесплодия женщин. Отчасти все это еще связывается и с повышением плотности население,которая увеличивается с чилом живу- щих. Справедливость этого подтверждается на опытах с животными. Уже в первые десятилетия ХХI века перед человечеством возникнет проблема воспроизводства потомства и продолжения рода. Проявление кризисных явлений выражается в обострении противоре- чий между качествами и свойствами субъекта и условиями, в которых он обитает. Поэтому на этом этапе начинают развиваться у некото- рых особей новые качества и свойства, позволяющие преодолевать возникающие противоречия. Появляются предпосылки к формированию нового вида, более приспособленного к существующим и формирующим- ся условиям окружающей среды. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП эволюции ведет к постепенному вымиранию, гибели вида.Смертность начинает превышать рождаемость, прирост населения становится отрицательным.Все острее проявляются кризисные явления, и в том числе связанные с формированием нового биологического вида.Это приводит к распаду общества, делению его на непримиримые, антогонистичные группировки, что будет способствовать гибели осо- бей существующего вида и ускорению процесса формирования предста- вителей нового вида и выделению их из существующего. Продолжитель- ность этого этапа вряд ли превысит одно столетие. В справедливости такого предположения можно убедиться хотя бы по анализу демографических данных по России, где эти процессы,про- исходят особенно быстро. (таблица 3) 7 Таблица 3 -------------------------------------------------------- П о к а з а т е л и Г о д ы 1970 1979 1989 1992 1993 1994 -------------------------------------------------------- Количество родов 14,6 15,8 14,6 10,7 9,4 9,6 Количество смертей 8,7 10,8 10,7 12,2 14,6 15,7 Годовой прирост 5,8 5,0 3,9 1,5 -5,1 -6,1 -------------------------------------------------------- На рисунке 3 приводится демографический график прироста насе- ления планеты с 1500 до 2000 года.Звездочками на графике отмечены сокращения прироста населения во время двух Мировых войн. А на ри- сунке 4 приводятся графики изменения прироста населения в ХХ веке по континентам. Четко проявляется тенденция сокращения прироста населения после семидесятых годов ХХ века. Этот момент знаменует переход от третьего к ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ, завершающего существование вида. На этом этапе смертность превыша- ет рождаемость, что приводит к постепенному угасанию вида, сокра- щению его численности и если не произойдет его перерождения и фор- мирования нового жизнеспособного вида, то гибель вида неизбежна. Таблица 4 ______________________________________________________________________ Населен. ГодовойI Населен. ГодовойI Населен. Годовой I ГОД млн.чел. приростI ГОД млн.чел. приростI ГОД млн.чел. прирост I ______________________I_____________________I_______________________I 1500 440 I 1930 2.000 I 1985 4.854 I 0,8 I 11,5 I 16,7 I 1600 480 I 1940 2.260 I 1990 5.295 I 1,2 I 9,6 I 17,1 I 1700 550 I 1950 2.500 I 1991 5.382 I 4,0 I 16,7 I 17,0 I 1800 910 I 1960 3.000 I 1992 5.480 I 6,5 I 19,0 I 16,5 I 1850 1.200 I 1965 3.315 I 1993 5.572 I 5,0 I 17,4 I 10,4 I 1900 1.600 I 1970 3.630 I 1994 5.630 I 5,9 I 16,8 I 10,6 I 1910 1.700 I 1975 4.000 I 1995 5.690 I 7,9 I 20,1 I 10,5 I 1920 1.820 I 1980 4.447 I 1996 5.750 I 9,0 I 16,8 I ? I 1930 2.000 I 1985 4.854 I 2000 6.000 прогнозI ______________________________________________________________________ Наиболее быстро и бурно демографический процесс происходил и происходит в передовых, индустриальных странах Западной Европы. К началу ХХI века во многих из них естественный прирост населения сократился или вообще прекратился. Динамика этого процесса в Евро- пе в течение ХХ века приводится на графике, изображенном на рисун- ке 4. Из графика следует, что особенно большой прирост населения на этом континенте происходил в первой половине века, после чего начался прогрессирующий спад. По отдельным европейским государст- вам течение этого процесса отражено данными, приведенными в таб- лице 5. 8. Рис. 3 Изменение прироста населения в мире с 1500 по 2000 годы. Рис. 4 Прирост населения в Европе в ХХ веке. 9 Таблица 4 ________________________________________________________________ Г о д ы С т р а н ы _________________________________________________ 1900 1911 1925 1970 1980 1985 1994 ________________________________________________________________ Великобритания 11,8 10,1 5,7 4,5 1,7 1,8 0,9 Германия 14,3 11,9 8,3 1,3 -1,5 -1,9 -1,2 Бельгия 9,7 7,1 6,9 2,4 0,9 0,3 0,0 Дания 14,4 13,2 9,8 4,6 0,3 -0,8 -1,1 Италия 11,1 12,6 10,6 7,1 1,5 0,6 1,6 Норвегия 13,1 12,3 9,0 6,6 2,4 1,6 0,2 Щвейцария 10,2 9,0 6,2 6,7 2,4 2,4 -0,2 Швеция 10,9 9,6 5,4 3,8 0,3 0,5 -2,2 ________________________________________________________________ Рис. 5 Изменение прироста населения по континентам в ХХ веке. В результате быстрого и значительного роста населения планеты возникают проблемы с его обеспечением всем необходимым и прежде всего продуктами питания. Простое увеличение посевных площадей, эффективное на низших стадиях развития человечества, оказываются уже недостаточными, когда численность населения планеты превысила миллиардный рубеж (начало ХIХ века). Появилась необходимость в повы- шении продуктивности сельского хозяйства и получении значительно большего количества продуктов питания без существенного увеличения посевных площадей. Это может быть достигнуто путем частичной или полной замены физи- ческого труда людей и животных машинами и использования более совер- шенных технологий, которые тоже,в конечном счете, базируются на раз- личных техногенных устройствах. Таким образом, с конца XVШ и начала XIX веков начинается процесс резкого увеличения энергопотребления во всех сферах человеческой деятельности. Объективным показателем индустрилизации общества,а следовательно и влияния этого процесса как на само общество, так и на окружающую среду,является динамика изменения общепланетарного потребления энер- гии. Учитывая,что для ее получения используются различные источники, этот показатель удобнее всего выражать в джоулях - единицах работы, 10 4 энергии, теплоты. 1 джоуль (дж) = 0,102 кгс.м = 2,78 х 10 вт.ч. = 0,239 кал. В таблице 6 приводятся данные, отражающие динамику изменения миро- вого энергопотребления за 110 лет, с 1880 по 1990 годы с указанием видов источников энергии. Из приведенных данных следует,что за столе- тие энергопотребление человечества возросло более чем в десять раз, но за то же время и численность живущих на Земле увеличилось почти в четыре раза. Поэтому удельное энергопотребление на одного жителя пла- неты возросло только немного больше чем в три раза, но и это весьма существенно. При своем развитии Человечество стало разрешать стоящие перед ним проблемы с помощью различных технических средств. Это потребовало изыскания необходимых энергетических рессурсов. Выход был найден в широком использовании углеродистых ископаемых видов топлива (угля, нефти, газа). Сейчас их запасы истощаются. Таблица 6 ----------------------------------------------------------------------- 18 В и д ы Получено энергии по годам ( 10 джоулей) э н е р г и и 1880 1900 1920 1940 1960 1970 1980 1990 ----------------------------------------------------------------------- Уголь каменный 8,8 21,1 39,3 55,1 58,0 63,2 75,9 93,5 Нефть 0,1 0,9 4,1 13,2 42,1 91,3 119,1 118,8 Газ _ 0,3 0,9 3,5 16,1 36,6 52,7 67,9 Гидроэнергия 0,4 0,6 0,9 2,1 3,3 4,2 6,3 17,7 Ядерная энергия - - - - - 0,3 2,4 6,1 Прочие (дрова и др.) 17,6 14,6 17,6 20,5 20,5 19,0 20,5 23,3 ----------------------------------------------------------------------- И Т О Г О 27,0 37,5 62,8 94,4 140,0 214,6 276,9 327,3 Так, с 1900 по 1990 годы добыча нефти возросла в 150 раз и состав- ляла по годам в миллионах тонн: 1900 - 22; 1940 - 335; 1980 - 3000; 2000 - 4000; 1920 - 104; 1960 - 1018; 1990 - 3250; прогноз Вместе с тем мировые запасы этого топлива оцениваются в 100 млрд. тонн. Аналогичны положения и с другими видами ископаемых видов топ- лива. Перед Человечеством возникает проблема: как быть дальше? На ее разрешение осталось всего пара десятилетий.Надвигается страшный кризис, в результате которого вообще будущность вида ставится под сомнение. Увеличение количества сжигаемого топлива, приведет не только к к значительному повышению потребления кислорода, следствием чего являются проявления локального кислородного голода, но при этом образуются различные компоненты, которые существенно влияют на ок- ружающую среду. В процессе горения углеродистого топлива происхо- дит активное выделение углекислого газа СО . Он широко распрост- 2 ранен в природе и даже малые его количества в атмосфере играют су- щественную роль и провоцируют проявлениее "парникового эффекта". Под этим понятием подразумевается свойство атмосферы, содержа- щей углекислый газ, пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, аккумулируя таким образом тепло у поверхности Земли. Углекислый газ размещается в нижних слоях атмосферы, в ре- зультате этого планета оказывается как бы окутанной одеялом из уг- лекислоты, которое предохраняет ее поверхность от охлаждения за 11 счет отдачи тепла из нижних слоев атмосферы в космос. Эффектив- ность проявления "парникового эффекта" определяется содержанием углекислоты в атмосфере и во многом зависит от количества сожжено- го топлива. Поэтому антропогенный фактор оказывает существенное влияние на формирование климата планеты. Уже наблюдается процесс повышения среднегодовой температуры нижних слоев атмосферы.Следствием этого является активное таяние льда и снега, размещенных на поверхности планеты. В таблице 7 приводятся данные о размещении льда и снега на пла- нете. В соответствии с таблицей 7 на земном шаре в ледниках нахо- дится около 24.000 миллиардов тонн замершей воды (или около 26 миллионов кубических километров). Они занимают около 10 % суши. Таблица 7 ----------------------------------------------------------------- Количество Занимаемая площадь Места размещения ------------------------------------------ млрд.тонн % млн.кв.км. % ----------------------------------------------------------------- Ледники 24.000 98,96 16,1 10,9 суши Подземный лед 200 0,83 21,0 14,1 суши Морской (плавающий) лед 35 0,14 26,0 7,2 океана Снежный покров 10 0,04 72,4 14,2 земли Айсберги 7,6 0,03 63,5 18,7 океана Атмосфера (снег,град) 1,7 0,01 - - ------------------------------------------ И Т О Г О 24.254,3 100,00 Если ее растопить, то уровень мирового океана повысится, примерно, на 70 метров. А это приведет к затоплению 10 % суши, что будет эк- вивалентно гигантской катастрофе,хотя и произойдет это постепенно. Но уже в недалеком будущем мы ощутим и политические последствия таких событий, ведь под воду уйдут такие города как Нью-Йорк, Лон- дон, Санкт-Петербург, Одесса и другие, а также целые области и страны (например, Нидерланды, Япония и другие). Сократятся посев- ные площади, перестанут существовать многие промышленные районы и регионы. И все это произойдет в первые десятилетия ХХI века. В результате эволюционного процесса Человечество подошло к завер- шающему этапу своего развития. На это указывают многие объективные показатели и в том числе демографические. Техногенная деятельность человечества привела к активизации мутагенов, существенно изменила среду обитания,воздействовала на самого человека и способствует его гибели. Но человечество уже не может отказаться от автомобилей, железных дорог, фабрик, заводов и других технических средств, без которых современная жизнь просто немыслима. Создав техносферу для обеспечения комфортных условий жизни, мы стали ее рабами и, хотя понимаем в какое безвыходное положение попа- ли,ничего радикального предпринять не можем. Созданные нами техниче- ские средства призваны устранить противоречия, которые возникают по мере развития общества и особенно обостряются при увеличении числен- ности живущих людей. Но между уровнем технического прогресса и чис- леностью населения земного шара существует прямая зависимость. С одной стороны, чем совершеннее технические средства, которыми пользуется общество, тем больше должна быть численность необходимая для их обслуживания, а с другой - чем больше людей обитают на Земле, тем необходимее становится применение технических средств для обес- печения их потребностей. Техносфера, с одной стороны, смягчает про- тиворечия между возможностями и потребностями человека, а с другой - 12 создает новые противоречия,часто более глубокие, чем существовавшие раньше. Поэтому ее развитие не может рассматриваться как альтернати- ва эволюции, это скорее временная компенсация недостаточно быстрого темпа эволюционного процесса,средства способствующего его ускорению. Влияние технического прогресса на человека двояко. С одной сторо- ны технофера порождает предпосылки для уничтожения Человечества как биологического вида, а с другой - создает средства для выживания и преодоления негативных последствий результатов хозяйственной деятель- ности. В этой непрерывной борьбе пока преимущество на стороне факто- ров, способствующих выживанию человечества.Мы пока преодолеваем кри- тические ситуации и неуклонно повышаем комфортность условий обитания. Однако такие действия также имеют свои отрицательные стороны, поскольку они часто противоречат биологической сущности человека, требующей постоянных физических нагрузок, тренировок органов чувств и тому подобного. В результате происходит однобокое, ненормальное развитие организма, некоторые его способности вообще атрофируются, а другие приходится искусственно поддерживать за счет физических упражнений, закаливания и других подобных средств. Человек приспоса- бливается жить в искусственно созданной техногенной среде, без суще- ствования и функционирования которой он уже не может обходиться.Это делает его всецело зависимым от этой среды, трансформирует человека. В результате возникают новые противоречия,которые часто приводят к стрессовым состояниям, являющимся сильнейшим мутагеном. Следстви- ем действия которого, в частности, является ишемическая болезнь сер- дца. С 1960 по 1980 годы смертность по этому поводу возросла в четы- ре раза. Действия этого мутагена имеют и другие проявления: так, в Швеции, сравнительно благополучной стране, каждый третий взрослый страдает от недомогания, усталости, нарушения сна, тревожности и других последствий стрессовых состояний. Эти недуги передаются и по- томству, симптомы неблагополучия проявляются у каждого третьего ре- бенка в возрасте 4-х лет. По данным президентской комиссии США по душевному здоровью у 15 % населения страны наблюдаются нарушения психического здоровья.15 % де- тей в возрасте от 5 до 15 лет страдают различными стрессовыми наруше- ниями или замедленным психическим развитием, 25 % населения страдает от депрессии, тревожности, эмоционального дискомфорта. Подобная ста- тистика характерна практически для большинства стран мира и может рассматриваться как определенный симптом, характерный для состояния человечества в наше время на всей планете. Но не только эти факторы определяют развивающийся и прогрессирую- щий кризис Человечества. По мере развития технического прогресса про- исходит постоянное и неуклонное увеличение зависимости отдельного человека от общеста. Еще 200 - 300 лет назад люди существовали срав- нительно автономно, и отдельные его члены могли сохранять некоторую экономическую и физическую независимость, то в наше время, благодаря развитию технического прогресса и разделения труда, эта зависимость становится решающим фактором, обепечивающим выживание субъекта. Мы сейчас существуем исключительно за счет использования результа- тов труда очень многих людей. Нас одевают, кормят, учат, лечат, обес- печивают жильем, светом, теплом и так далее, множество людей в обмен на наш труд, который тоже необходим другим. Особенно это остро чувст- вуется в крупных городах, но и современная деревня тоже зависима от города. Представьте себе, что произойдет, если, например, Москву или другой крупный город, хотя бы на сутки оставить без электрической энергии. Это настоящая катастрофа, которая отразится на жизни миллио- нов людей.Не будет света, тепла, воды, прекратится работа транспорта 13 и подвоз продуктов, встанут фабрики и заводы, всякая жизнь в городе будет нарушена. Еще сто лет назад подобное было бы просто невозможно. Таким образом, технический прогресс не только объединяет людей,но и увеличивает их зависимость друг от друга, причем, чем выше уровень технического прогресса, тем больше эта зависимость, тем уязвимее ста- новится как все общество в целом, так и отдельные его члены. По мере развития технического прогресса эта зависимость расширяет свою сферу влияния и сейчас она уже охватила практически весь земной шар. Вспом- ним хотя бы такие события, как Чернобыльская катастрофа, а может слу- читься и нечто более страшное.Ведь то, что произошло - это только на- чало и вероятность подобных событий увеличивается с каждым годом. Итак, зависимость человека от общества непрерывно возрастает, а с другой стороны, Человечество, как единый глобальный комплекс, стано- вится все более и более уязвимым от необдуманных или ошибочных дейст- вий групп людей или даже отдельных личностей. Эта зависимость четко проявилась в Чернобыле. Ведь эта катастрофа произошла по вине всего нескольких человек, осуществлявших проектирование, строительство и эксплуатацию реактора. В настоящее время разрабатываются и реализуются многочисленные программы и проекты, которые в конце концов, по той или иной причине могут оказаться роковыми не только для отдельных регионов, но и для всей планеты. Следовательно, будущее Человечества вообще и каждой от- дельной личности в частности зависит от подготовки, компетенции, профессонализма, а иногда и просто от порядочности или даже от злой воли отдельных субъектов. Не случайно в последние десятилетия бурно расцветает терроризм, последствия которого угрожают не только отдель- ным личностям или группам лиц, но и целым государствам и даже всей планете в целом. В современном обществе процесс накопления информации происходит особенно быстро. Обилие технических средств, возможность быстрой пе- редачи информации на большие расстояния, существенно сказывается на жизни всего человеческого общества. Объем вновь производимой информа- ции удваивается каждые 15 - 20 лет. Способность человека воспринимать и перерабатывать информацию не соответствует все возрастающему ее потоку. Но профессиональная подго- товка специалиста требует все большего и большего объема знаний.В ре- зультате этого постоянно возрастают сроки обучения,они уже сейчас до- стигают 15 - 20 лет, а в дальнейшем, видимо, и этого будет недостато- чно. Кроме того, многое из познанного в процессе обучения забывается и не может быть использовано в жизни. Увеличение сроков обучения приводит к сокращению времени продукти- вной деятельности членов общества, при этом уровень подготовки специ- алиста оказывается недостаточным. Для того, чтобы как-то избежать по- следствий этого недостатка, в последние десятилетия широкое распрос- транение получила узкая специализация. Каждая отрасль знаний разбива- ется на множество разделов, и обучающийся знакомится подробно только с определенной ее частью, которую изучает детально. Такое положение характерно как для технических,так и для естественных и гуманитарных отраслей знаний. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов, с каждым годом расширяется. В результате этого современный специалист не располагает достаточ- ным комплексом знаний для решения многих глобальных проблем.В резуль- тате этого все чаще и чаще приходится сталкиваться с вынужденным дилетантством, что часто приводит к принятию ошибочных решений, мно- гие из которых существенно влияют на условия существования Человече- ства на нашей планете. 14 Таким образом,сочетание повышенной ответственности за принимаемые решения, с одной стороны, и рост дилетантизма - с другой,увеличивают вероятность ошибок и трагических последствий. Положение обостряется еще и тем, что эволюция сознания отдельных личностей происходит мед- ленней, чем эволюция научного и технического прогресса общества, а поэтому на некоторых руководяших постах оказываются лица с устаревши- ми взглядами и представлениями, активно защищающие их и не способные оперативно перестраиваться в зависимости от сложившейся ситуации. Это проявляется прежде всего в формировании политических и научных элит, захватывающих ключевые позиции в руководстве и не допускающие проявления инакомыслия, могущего угрожать их политическому и экономи- ческому благополучию. В результате создаются кризисные ситуации,кото- рые непрерывно углубляются и обостряются за счет дилентантизма и лич- ных интересов внутри данных элитарных групп. Как выясняется, фунда- ментальные естественные науки в их современном состоянии не могут разрешить глобальные проблемы планеты! Конечно, можно предположить, что какую-то часть неразрешенных за- дач можно будет переложить на компьюторные системы, которые становят- ся все сложнее и совершеннее. Кроме того они во многом смогут устра- нить ограничения, связанные с возможностями нашей памяти по сохране- нению информации. Но это только отдалит надвигающуюся катастрофу, но не позволит избежать ее. Если базироваться на том, что компьютерные программы будут создаваться человеком, то проблема дилетантизма сох- хранится, но перенесется на другой уровень.Последствия в этом случае будут еще более тяжелыми, непредсказуемыми. Вспомним истории с компь- ютерными вирусами, выводившими из строя целые информационные системы. Кроме того возможны ошибки при составлении программ. Если же предположить, что в дальнешем появится возможность переда- вать разработку программ самим машинам, то это в конечном счете неми- нуемо приведет к утере человеком возможности контроля над технически- ми устройствами и последствиями их деятельности, которые невозможно предвидеть. Не исключено, что в этом случае могут сбыться сюжеты некоторых фантастических романов о взбунтовавшихся роботах. Уже сейчас Человечество достигло такого уровня развития, что его техногенная деятельность порой приводит к последствиям, которые соиз- меримы с глобальными катастрофами и влекут за собой коренные наруше- ния экологического равновесия на планете. К этому приводят массовые вырубки лесов и уничтожение их химическими отходами промышленности, изменением водных систем , благодаря созданию искусственных водоемов и ирригационных сооружений, создание подземных полостей и изменения рельефа местности, образующихся в результате добычи угля, нефти и других полезных ископаемых, сокращение испарения воды с поверхности океана за счет утечки нефтепродуктов, проявление парникового эффекта и многое другое. Следствием всего этого являются нарушения атмосферно-климатическо- го режима,приводящие к ураганам, бурям, наводнениям в одних регионах и засухам в других и иным стихийным бедствиям. Не исключено, что в некоторых случаях действия этих факторов нарушают тектоническое равновесие в земной коре, следствием чего являются землетрясения и извержения вулканов. Все это не может не отразиться на животном и растительном мире планеты, и в том числе на самом человеке как на составном элементе природы. Как выясняется, фундаментальные естественные науки в их современ- ном состоянии не могут разрешить глобальные проблемы планеты! 15 Общество формируется из отдельных личностей, каждая из которых характеризуется определенным уровнем развития ее психологических ка- честв, что во многом определяет взаимоотношение между отдельными чле- нами общества и занимаемого уровня в общественной иерархии. Одним из важнейших свойств личности является ИНТЕЛЛЕКТ. Его уровень у отдель- ных членов общества в совокупности, определяет степень его развитос- ти и умственный потенциал или, как сейчас говорят, менталитет нации. Поэтому оценка состояния и динамика изменения этого качества очень важна при анализе возможного пути развития Человечества. Попытки разработки методов объективной оценки интеллектуального уровня субъекта впервые были предприняты в конце ХIХ века. В начале ХХ века французкие психологи А.Бине и Т.Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов.Первая шкала таких тестов была разработана Бине в 1904 году.Она состояла из тридцати задач, решение которых требовало определенного здравомыслия, понятливости и рассудительности. Задания имели такую природу, что ис- пытуемые дети могли их разрешить без специальной школьной подготовки. Тесты использовались для выявления умственных способностей детей. Так,например,ребенку предлагали карточку, на которой был вычерчен круг, который должен был представлять собой сад. В одном месте круг был разорван - это вход в сад. Предполагалось, что испытуемый в этом саду потерял мяч. Нужно было карандашом прочертить путь, по которому перемещался бы ребенок в поисках мяча. Любой систематический поиск, то есть движение по сужающимся кругам или по параллельным направлени- ям, считались правильными решениями, в то время, как неопределенное перемещение, без какой-либо системы, считалось неправильным ответом. Предлагаемые задачи значительно отличались по характеру и сложнос- ти. Бине рассортировал вопросы на некоторые группы и по результатам опроса определял количество правильных ответов по разным возрастным группам. Оказалось, что для каждой из них характерно определенное число правильных ответов. Таким образом для каждого возраста была выявлена некая характерная граница интеллекта, которая отражает, так называемый, МЕНТАЛЬНЫЙ воз- раст ребенка, который может не совпадать с ХРОНОЛОГИЧЕСКИМ, то есть с количеством прожитых лет. Для оценки уровня интеллекта ребенка и сопо- ставления детей по этому показателю был принят КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (IQ или КИ), который рассчитывается по отношению ментального возраста к хронологическому, умноженному на 100. Так, например, если ребенок в пять лет при решении тестов наберет число очков,соответствующее возмо- жностям больщинства детей восьмилетнего возраста, то его коэффициент интеллекта составит: 8:5х100 = 160 единиц. Такой способ оценки интеллекта не всегда оказывается достаточно убе- дительным. Дело в том, что ментальный возраст человека, или правильнее сказать, его интеллектуальный уровень бурно возрастает до двенадцати- пятнадцати лет, после чего его рост замедляется,а затем вообще прекра- щается, а после 30 лет начинается даже некоторое его сокращение. Вмес- те с тем хронологический возраст неуклонно возрастает, что приводит к уменьшению КИ при неизменном уровне интеллекта. Поэтому иногда более эффективной является другая методика оценки результатов тестирования уровня интеллекта.На основании тестирования значительного числа субъектов, определяется среднее количество прави- льных, приходящихся на одного испытуемого. Этот показатель принимает- ся как соотетствующий КИ равному 100. Аналогичным образом определяют- ся максимальная и минимальная границы области, охватывающие 50 процен- тов испытуемых, что принимается соответствующим границам КИ 110 и 90. 16 Таким образом все испытуемые могут быть условно распределены по трем группам: 1) высокоинтеллектуальная группа, которая состоит из лиц с КИ 110 и выше, эта группа обычно составляет до 25 %% общества; 2) группа лиц со средним интеллектом с КИ от 110 до 90,она обычно составляет до 50 %% общества; 3) группа лиц, отсталых по интеллекту с КИ ниже 90,ее численность обычно составляет до 25 %% общества, причем в эту группу населения входят: дебилы - КИ 50 - 70; имбецилы - КИ 25 - 50; идиоты - КИ ниже 25. Такая методика обработки результатов тестирования не отражает ди- намики изменения интеллектуального уровня субъектов по мере эволюции и развития общества. К сожалению, пока не разработаны объективные ме- тоды оценки интеллектуального уровня человека.Однако многолетний опыт психологов позволяет утверждать, что использование разработанных для этой цели наборов тестов позволяет получить сравнительно близкую к действительности картину распределения интеллекта. В первом приближении можно считать, что оно находится в прямой за- висимости от числа очков, набранных при тестировании. Иногда этот па- раметр выражается в некоторых условных единицах, позволяющих сопоста- влять результаты исследования. Выбор методики расчета в подобных случаях определяется личным опытом и соображениями исследователя. Так, например, Г.Дж.Айзенк, в своей книге "Узнай свой собственный коэффициент интеллекта",приводит восемь разработаных и опробанных те- стов, каждый из которых состоит из сорока задач разной степени слож- ности. Таким образом при тестировании по полной программе испытуемый должен ответить на 320 вопросов. Правильные ответы, на которые и их объяснения приводятся в той же книге. При дальнешем изложении матери- ала мы не будем рассматривать,каким путем и по какой методике авторы исследований рассчитывали уровень интеллекта, полагаясь на их профес- сионализм и научную компетенцию. Быстрое развитие интеллекта современного человека,с одной стороны, и отсутствие естественного отбора, с другой - способствуют все возра- стающей дифференциации Человечества, расслоение его на группы, значи- тельно отличающиеся друг от друга по уровню интеллектуального разви- тия. Он отражает характер человека, его стремления и желания, а также уровень умственного развития. Лица с низким значением этого показателя обладают конкретной фор- мой мышления, они не способны к абстрактным обощениям и сопоставлени- ям, их интересы ограничиваются сферами материальных и сексуальных взаимоотношений. Эти качества проявляются в характере, поступках, запросах отношении к жизненным проблемам. Они обычно легко поддаются эмоциям и воздействиям посторонних лиц, особенно когда эти действия связаны с материальной заинтересованностью. С повышением интеллекта расширяются умственные возможности челове- ка,проявляется способность к абстрактному, логическому мышлению, зна- чительно расширяется круг интересов, происходит некоторое смещение приоритетов, более четко проявляются индивидуальные свойства и качес- тва личности. На низких ступенях развития общества, имеют место некоторые раз- личия между интеллектуальным уровням индивидумов, однако эти разли- чия относительно невелики. Вся популяция сравнительно однородна по уровню интеллекта. Все представители одного рода, племени, нацио- нальной или релегиозной общности живут общими интересами и стремлени- ями. Такая форма коллективного сознания наиболее способствует выжива- нию популяции, объединяет и сплачивает ее. 17 Даже когда группы лиц этого интеллектуального уровня попадают в есвойственные им условия существования, они сохраняют определенную интеллектуальную, а подчас и бытовую автономию на протяжении жизни нескольких поколений, как это, например, имело место с неграми, выве- зенными столетия назад из Африки и до сегодняшнего дня живущих в Сое- диненных Штатах Америки, в условиях совершенно не схожих с условиями их обитания на родине. Изменение интеллектуального спектра популяции происходит, в основ- ном, за счет воздействия окружающей среды и условий обитания, что в конечном счете отражается в действии на личность различных мутагенов. Этот процесс очень неравномерен по своему характеру и зависит от мно- жества обстоятельств и случайных факторов, в результате чего происхо- дит постепенная дифференциация общества, разделение его по интеллек- туальному уровню. На рисунке 6 приводятся результаты тестирования по интеллекту аме- риканских школьников, принадлежащих к англосакской и негритянской группам. На графике по оси абсцисс указываются диапазоны IQ индексов (КИ), а по оси ординат - количество человек в соответствующей группе среди обследованных.Черные столбцы отражают распределение по IQ инде- ксу обследованых лиц африканского происхождения (негры), а светлые столбцы - то же самое по группе англосаксов. Для удобства восприятия на рисунке 7 те же данные представлены в виде кривых. Сплошная линия показывает спектр распределения интеллекта по негритянской группе, а штриховая линия - по англосакской. Сопоставление приведенных кривых позволяет заметить, что несмотря на то, что негритянское население уже несколько поколений проживает в Содиненных Штатах, оно еще сохранило свою относительную однородн- ость по интенллекту. Значительная его часть характеризуется IQ индек- сом в узком диапазоне от 70 до 85 единиц, при среднем его значении около 80 единиц. Для англосакской группы среднее значение этого пока- зателя сосоставляет 100 единиц, то есть на 20 % выше, чем у негритян- ской группы. При этом наблюдается значительный разброс интеллекта. Он на 36 % больше чем у негров,у которых он колеблется в пределах от 50 до 105, в то врея как у англосаксов этот показатель колеблется от 60 ло 135. Англосаксы менее однородны по своему интеллекту чем негры. Однако из этого вовсе не следует,что существует какое-то рассовое превосходство белых над неграми. Просто последние значительно позже попали в сферу более интенсивного техногенного развития. Напротив, есть основания предположить, что эволюция черного населения Америки происходит значительно быстрее,чем это имеет место у белых.Ведь инте- ллектуальный уровень предков современных американских негров,вывезен- ных из Африки 200-250 лет назад, был значительно ниже предков англо- саксов. Таким образом, происходят одновременно два процесса: это ин- теграция черного и белого населения Америки с одновременной его диф- ференциацией по интеллектуальному уровню. Постараемся представить себе,как будут развиваться события дальше. Проведенный анализ позволяет утверждать, что процесс дифференциации будет продолжаться неуклонно и в будущем, причем с постоянным ускоре- нием во времени, так как на него будут влиять быстро изменяющиеся ус- ловия среды обитания и развивающейся техносферы. Все это позволяет сделать два очень важных вывода: 1. По мере эволюции вида происходит непрерывное повышение сред- него интеллектуального уровня общества. 2. Общее повышение среднего интеллектуального уровня общества со- провождается непрерывной его дифференциацией, то есть все увеличиваю- имся разрывом между лицами с наиболее высоким и низким интеллектом. 18 Рисунки 6 и 7 Рисунки 8 и 9 19 Рисунок 8 Численное соотношение субъектов в обществе по их интеллекту в зависимости от общего уровня развития общества Рисунок 9 Изменение структуры общества по мере его развития 20 Динамику этих процессов отражает график,приведенный на рисунке 8. Из графика следует, что по мере эволюции Человечества происходит его дифференциация по интеллекту. На рисунке 8 приводятся четыре возмож- ных варианта этого процесса: для современных слаборазвитых, отсталых стран и народов, для передовых стран и народов (70-е годы ХХ века), ожидаемые показатели на ближайшее будущее (начало ХХI века), ожидаемые показатели на более поздние сроки (первые десятиле- тия ХХI века). Последние два варианта были составлены на основании анализа проис- ходящих изменений. Указать точно сроки их реализации мы не имеем воз- можости. Вероятнее всего под поздними сроками следует подразумевать первые десятилетия ХХI века. Необходимо также учитывать, что происхо- дящие процессы будут по-разному протекать в различных странах и рег- ионах, у народов находящихся на разных уровнях развития. Следствием процесса дифференциации общества является постепенное уменьшение его однородности. Для подтверждения этого рассмотрим дина- мику изменения распределения общества по интеллекту в зависимости от уровня общего его развития. Для этого опять вернемся к случаю, предсталенному на рисуках 6 и 7.Разобьем всех испытуемых на три груп- пы: высокоинтеллектуальную, среднеинтеллектуальную и низкоинтеллекту- альную. К среднеинтеллектуальной группе отнесем всех лиц, интеллект которых не отклоняется более чем на десять единиц от среднего значе- ния интеллекта в ту или другую сторону (диапазон 20 единиц). Остальные испытуемые, в зависимости от уровня интеллекта будут от- несены к высокоинтеллектуальной и низкоинтеллектуальным группам. Эта разбивка представлена на рисунке 9. Графики составлены по материари- алам исследований, проведенных в семидесятых годах ХХ века. Они по- зволяют проследить определенные закономерности, характерные для эво- люции человечества. На ранних стадиях развития человеческое общество было сравнитель- но однородным по интеллекту, поэтому существенные отклонения от неко- торого среднего уровня были весьма редки.Большинство членов общества (на рисунке 9 до 66 процентов) могут быть отнесены к среднеинтеллек- туальной группе.Высокоинтеллектуальные и низкоинтеллектуальные особи составляли незначительное меньшенство (на рисунке 9 всего по 17 про- центов). По мере развития общества это соотношение изменялось. В ре- зультате дифференциации общества возростала численность высокоинтел- лектуальных и низкоинтеллектуальных групп населения за счет уменьше- ния, ранее очень многочисленной, среднеинтеллектуальной группы. У современных развитых народов (например, англосаксов в США, многих европейских народов) эти соотношения изменилось до 30:40:30, вместо существующего у американских негров 17:66:17. Можно ожидать, что в ближайшие годы это соотношение будет 35:30:35. Анализ изменения структурного построения общества позволяет утвер- ждать, что процесс его дифференциации происходит со все увеличиваю- щимся ускорением, и если раньше такие процессы требовали сотен лет, то сейчас они осуществляются за десятилетия или даже за считанные годы. Дифференциация общества по интеллекту во многом определяет форми- рование личности, ее характера, поведения в различных жизненных ситу- ациях. Все это не может не найти отражения в социальной структуре об- щества и взаимоотношениях его членов. Кроме того, дифференциация общества находится в прямой зависимости от научного и технического прогресса. Эти два процесса представляют собой единое целое. Чем бы- стрее развивается технический прогресс, тем активнее происходит рас- слоение общества по интеллекту. 21 Научно-технический прогресс базируется на интеллектуальной актив- ности отдельных личностей,и выделяя их из общей массы субъектов, спо- собствует таким образом постепенному,все прогрессирующему расслоению общества. Но вместе с тем, в результате проявления активности отдель- ных личностей создаются благоприятные условия для развития науки и техники.За последние столетия на земном шаре наблюдается непрерывное ускорение научно-технического прогресса, а следовательно и быстрая дифференциация общества. Особенно заметно эта тендеция стала проявля- ться во второй половине ХIХ и в ХХ веках. Характерной особенностью протекающего процесса является, как уже упоминалось, существенное расслоение общества. Проведенный анализ по- зволяет предположить, что в дальнейшем в обществе произойдут еще бо- лее существенные перемены. На рисунке 10 приводится возможная ди- намика этого процесса. Позиции 1 и 2 отражают уже рассмотренные его фазы (см. рис. 8), однако следует ожидать, что в дальнешем этот процесс будет все время активизироваться, что в конечном счете может привести к делению общества на непримиримые, антагонистические части или группы (см. позиции 5 и 6 на рисунке 10). Расслоение общества происходит не только по интеллекту. С древних времен оно делилось и по другим показателям:по религиозным, морально- этическим, имущественному цензу и другим факторам. Это разделение часто находило воплощение в рассовых и национальных различиях. Соче- тание всех этих элементов создавало очень пеструю картину структурно- го построения общества. На протяжении многих веков она изменялась, Рисунок 10. Динамика дифференциации общества. 22 выдвигая на первый план то одни, то другие факторы. Так, например, в древние времена решающим фактором, определяющим расслоение общество, были религиозные убеждения и национальная принадлежность.Нередко они объединялись, лица одной национальности исповедовали одну и ту же религию. Однако внутри единой по этим признакам популяции существовали и другие разделения: по имущест- венному цензу, отношению к собственности, происхождению, принадлеж- ности к касте или классу и тому подобное. Со временем роль нацио- нального и религиозного факторов стала несколько снижаться и наибо- лее существенными стали разделения по отношению к собственности и материальным ценностям. По мере развития мировой цивилизации происходит постепенное ни- велирование общества по отдельным регионам, странам и континентам, но вместе с тем расширяется его дифференциация по IQ-индексу, то есть в своем развитии стремится к единому мировому комплексу очень неоднородному по своей структуре. С каждым годом этот процесс уско- ряется, различия между отдельными странами и регионами постепенно стираются. Существенное значение в процессе нивелирования характе- ристик субъектов в разных странах и регионах оказывает все увеличи- вающаяся миграция населения. У слаборазвитых народов, находящихся на сравнительно низких сту- пенях развития и живущих обособлено, наблюдается небольшой разброс интеллектуальных характеристик отдельных членов общества. Лица со средним уровнем интеллекта составляют в таких сообществах 60-90 %. Такие популяции характеризуются высокой однородностью. Каждый род, племя, сообщество невелики по численности, а следовательно, суще- ствует тесная взаимосвязь между членами таких сообществ, а их дей- ствия очень схожи и понятны друг другу,что безусловно способствует их объединению. В качестве руководителей, вождей, старейшин и монархов у слабо- развитых народов обычно оказываются субъекты, которые, в подавляю- щем своем большинстве, по образу своего мышления и интеллекту мало чем отличаются от остальных членов общества. Передача власти часто осуществляется по наследству. Монархические структуры существенно стабилилизируют взаимоотношения между членами общества,значительно сокращая количество инцидентов, связаных с соперничеством за обла- дание властью и имуществом. В таких сообществах многие вопросы и проблемы могут разрешаться на общих собраниях, вече, сходах и тому подобных мероприятиях, без особых затруднений ввиду малочисленности и индивидуальной однород- ности общества. Подобные взамоотношения до сих пор существуют у от- сталых, примитивных народов, живущих в изоляции от современного ци- вилизованного мира. Такая струтура, сочетающая в себе либеральную монархию и примитивную народную демократию, послужила основой для формирования представлений социалистов о возможности построения идеального общества будущего. Казалось, что при таком построении общества оно может без особого труда преобразовано в идеальное, если только исключить из него элемент монархии, обобществить соб- ственность и добиться справедливого распределения продуктов труда. Впоследствии эти идеи были использованы при разработке основопола- гающих основ коммунистических концепций и взгядов. Коммунистическая идеология предполагает,что общество состоит из людей, со сравнительно однородными жизненными взглядами и стремле- ниями. Эта масса определяется как нечто единое целое, объединенное общим понятием НАРОД.Предполагается, что любая проблема может быть успешно решена, если ее "всенародно обсудить", а принятое решение "поддержит народ". То есть народ воспринимается как некий субъект, 23 единый обобществленный разум,отражающий взгляды и стремления подав- ляющего большинства. Однако такое положение может оказаться справе- дливым только в том случае, если общество однородно и образующие его субъекты мыслят примерно одинаково. Но нельзя объдинить в единый разум множество умов, мыслящих по- разному.По мере дифференциации популяции по интелекту такая возмож- ность практически исчезает, а понятие НАРОД превращается в элемент спекулятивных лозунгов, используемых для обоснования некоторых по- литических идей и действий,отражающих только узкие интересы отдель- ных личностей или групп лиц. Нередко приходилось слышать такие "убедительные" аргументы: "этого хочет народ", "народ нам этого не простит", "это воля народа", и тому подобное. Иногда такая демого- гия оказывалась эффективной и позволяла реализовывать некоторые идеи, органически чуждые обществу, а подчас и просто противополож- ные его действительным интересам. Каждый человек формирует некоторое представление об окружающем его мире, происходящих событиях, подсознательно вырабатывает свое отношение к ним, с учетом своих личных интересов. И это во многом определяет характер его действий в каждом конкретном случае. Все эти факторы очень индивидуальны для каждого, и во многом определя- ются интеллектуальным уровнем субъекта.Именно он, во многом,влияет на восприятие и оценку субъектом происходящих вокруг него событий. Поэтому чем выше интеллектуальный уровень членов общества, тем больше различия в проявлении этих факторов у разных людей. Следо- вательно, чем выше уровень развития цивилизации, тем разнообразнее формы мышления отдельных субъектов его составляющих. Идея построения коммунистического общества базируется на предпо- ложении об идейной однородности и всеобщем равенстве всех его чле- нов. Поэтому она не может быть реализована в обществе высокоразви- той цивилизации. С проблемой невозможности добиться единства мышле- ния коммунистические идеологи столкнулись еще задолго до захвата власти. Но предполагалось, что после революции и эмиграции или фи- зического уничтожения инакомыслящих этот вопрос будет разрешен. По- явилось такое понятие как "коммунистическое воспитание". Оно предполагло "..процесс всестороннего преобразования человека и его сущности, делая его способным стать субъектом коммунистических отношений..." ("Философский словарь", Москва, 1961, Политиздат), то есть предусматривалось принудительное нивелирование всех членов общества по определенному стандарту и превращение их в "субъектов коммунистических отношений". Предполагалось, что со временем, в результате коммунистического перевоспитания,все члены общества должны проникнуться единой идеей построения однородного бесклассового общества, в котором все его граждане будут ОДИНАКОВЫ. По своей сути коммунистические идеи во- обще и коммунистическое воспитание в частности, противоречат общей тенденции эволюции, которая характеризуется все расширяющимся и уг- лубляющимся процессом дифференциации общества.Нет ничего удивитель- ного в том, что это несоответствие привело к обратному процессу, общество стало расслаиваться уже по иному принципу. Выделилась сравнительно небольшая часть субъектов, которая без- оговорочно приняли коммунистические идеи, так как они соответство- вали их интеллектуальному уровню. К ним присоединились некоторые лица либо просто по инерции, либо видящие некторую личную выгоду в принятии такой концепции. Значительная часть общества приняла ком- мунистические идеи, поверив в их реальности или вынуждена была хо- тя бы делать вид, что принимает эти идеи, опасаясь репрессий или других последствий. И, наконец, какая-то часть граждан открыто зая- вила о своем непринятии коммунистических идей, за что подверглась 24 всевозможным гонениям и репрессиям, вплоть до физического уничтоже- ния. Но вернемся к рассмотрению процесса эволюции структуры общества. Уже в эпоху феодализма начала постепенно происходить его дифферен- циация, однако существовавшее в то время разделение по имуществен- ному цензу серьезно сдерживало и развитие научно-технического прог- ресса,и дифференциацию общества по интеллекту. В этот период очень резко проявилось противоречие между материальными возможностями од- них и интеллектуальными способностями других. Одни могли продуциро- вать и реализовывать новые идеи, но не имели такой возможности, а другие - напротив, располагали материальными возможностями, но не могли продуктивно их реализовать. Основной формой устройства феодальных государств была абсолютная монархия. Она регламентировала взаимоотношения между членами общест- ва и базировалась на относительной однородности его по интеллекту.В недрах феодального общества стали развиваться капиталистические вза- имоотношения, которые тесно увязывались с научно-техническим прог- рессом и возрастающей дифференциацией общества. В результате этого обостряются противоречия между материальными возможностями и интел- лектуальными способностями отдельных личностей и групп населения. Монархические структуры оказались неспособными их разрешить. Общество требовало для своего развития существенных изменений и прежде всего властных структур, которые при феодализме не способны были открыть путь широкому внедрению научно-технических новшеств. В результате этого монархии постепенно преобразовывались из абсолют- ных в конституционные, а чаще вообще уходили с политической арены, уступая место республиканским парламентским формам правления.Теперь бразды правления передавались уже не по наследству, а по новым прин- ципам, которые в некоторой степени определялись личными качествамии претендента на власть. Переход к новым формам социальных структур в некоторых случаях происходил путем постепенных мирных преобразований,но часто сопрово- ждался бурными революционными потрясениями. Рождались новые выбор- ные образования,которые требовали разработки других механизмов оцен- ки качеств претендентов на власть. Появляются принципиально новые проблемы,такие,например, как сочетание частой смены выбираемых руко- водителей и приемственности власти, сочетание личных интересов лиц, приходящих к правлению с интересами общества и тому подобные. Теперь уже любой член общества принципиально мог занять руково- дящее положение в государстве.Благодаря этому появляется множество претендентов на такие посты и должности и между ними завязывается борьба. Формируются определенные группы и партии,отстаивающие свои интереся, во главе каждой из них появляются конкретные лидеры,изла- гающие свои политические взгляды, обещающие самым благоприятным об- разом разрешить все противоречия, стоящие перед обществом. Но если объективно судить о происходящем, то все можно свести к очень прос- той формуле: "Почему ОН, а не Я?".Все остальные рассуждения только оправдывают постановку этого вопроса. Можно усмотреть два принципиально возможных варианта управления государством: либо парламентская форма, в том числе и конституцион- ная монархия, либо тоталитарная форма, разновидностью которой явля- ется абсолютная монархия.Оба эти варианта во всевозможных разновид- ностях уже многократно существовали и существуют на нашей планете. При этом нужно иметь в виду, что мы рассматриваем только действи- тельную сущность политических структур, а не внешнюю их форму или офицальное название. 25 Так, например, некоторые тоталитарные государства имели или имеют формально парламенты или другие выборные органы, но они вы- полняли или выполняют исключительно декоративные функции и безропот- но подчиняются воле диктатора или небольшой правящей группе, облада- ющей реальной властью в стране. При парламентской форме правления борьба между претендентами на власть приобретает форму неустойчивого равновесия, отдельные лица или группы лиц стремятся заполучить поддержку большинства чле- нов общества и таким образом обеспечить себе получение власти. Но настроения могут измениться, а поэтому ни одной из сторон не гаран- тировано удержание власти на продолжительные промежутки времени. При анализе процессов,происходящих в современном обществе,можно усмотреть, казалось бы, очень существенное противоречие. С одной стороны происходит постоянная миграция населения из одной страны в другую, резкое увеличение активности в контактах лиц различных на- циональностей и вероисповеданий, что приводит к постепенному ниве- лированию национальных а отчасти и религиозных различий, но вместе с тем создается впечатление, что в последнее время национальные и религиозные противоречия непрерывно обостряются и появляются все новые и новые очаги напряженности, которые перерастают в региональ- ные конфликты и войны.В пределах бывшего СССР - это Чечня, Абхазия, Таджикистан, Карабах, а за его пределами - это Югославия, многие африканские государства, Албания,а также Ирландия, Испания, Италия и другие страны. Но в действительности,во всех этих и других подобных случаях на- циональная и религиозная подоплека событий является только удобным предлогом для разрешения противоречий совершенно иного характера, ничего не имеющих общего ни с национальным фактором, ни с религиоз- ными взлядами сторон. Во всех этих случаях преследуются интересы отдельных личностей или определенных групп,стремящихся таким путем удовлетворить свои политические амбиции или обеспечить экономичес- кие интересы. Социальные структуры современного общества создают все необходимые условия для реализации подобных стремлений. Опять на первый план выступает негласная формула: "Почему ОН, а не Я?". Слишком много желающих занять место вождя или диктатора, пусть местного, регионального, но все же "самого главного" хотя бы на этом уровне. Но все это делается под предлогом защиты националь- ной или религиозной независимости и,конечно, осуществляется только "по воле народа", "для блага народа" и при "активной поддержке все- го народа" (в некоторых случаях слово "народ" может быть заменено как-либо другим, например,"верующие", "правоверные" или еще чем-то) Поэтому все вожди и диктаторы всегда "отражают кровные интересы" народов или религиозных течений и "ведут за них непримиримую, бес- компромиссую борьбу". Она действительно совершенно необходима опре- деленным политическим деятелям, поскольку позволяет им получить и сохранить власть, а также отвлекает граждан их стран и регионов от попыток критической оценки действий и поступков своих руководи- телей, кроме того образ врага, с которым нужно вести непримиримую борьбу, консолидирует рядовых членов общества, объясняет необходи- мость потерь и лишений и подавляет рецидивы недовольствия и проте- ста. Эта борьба, как правило, не отражает действительных интересов большинства конкретных личностей, образующих "народ". Более того,она требует жертв и тяжелых потерь и нарушает стабиль- ность существования общества. Но именно это и создает благоприятные условия для появления и процветания вождей и диктаторов. Поэтому любой конфликт в обществе на национальной, религиозной или какой-ли- бо другой почве, в конечном счете сводится к противостоянию отдель- ых личностей и их персональных стремлений и интересов. 26 Экономические и политические структуры,создаваемые тоталитарными режимами, характеризуются кажущимся внутренним спокойствием,стабиль- ностью,потому что при этом происходит неизбежная концентрация власти в одних руках,любые действия руководящих личностей считаются безоши- бочными и непогрешимыми и всякое несогласие с этим взглядом жестоко подавляется. Но такие меры не могут устранить противоречия в общес- тве. В условиях тоталитаризма они особенно быстро обостряются и ста- новятся все более очивидными.Это свойство подобных систем неизбежно приводит к их изоляции от остального мира и активному противостоянию с другими странами и государствами. Все та же пресловутая формула "Почему ОН, а не Я?" во многом опре- деляет поведение ряда лиц,претендующих на занятие ключевых позиций в обществе. Прежде всего это стремление обрести ореол исключительности, гениальности, неординарности, во что бы то ни стало выделиться из общей массы соотечественников. Именно такое поведение характерно для всех диктаторов или претендующих на подобное положение. Этими соображениями часто определяются пропагандистские программы, реализуемые в тоталитарных и полутоталитарных государствах. Боготво- рение диктаторов,утверждения об их исключительности и непогрешимости является оправданием совершаемых действий и поступков,позволяет защи- щаться от конкурентов, скрыть многие ошибки и злоупотребления, а они неизбежны при тоталитарном правлении. Это объясняется тем, что параллельно с развитием и дифференциаци- ей общества происходит узкая специализация личности, а следовательно и ее дилетантизация, что становится все заметнее и ощутимее в резуль- тате развития технического и научного прогресса,а также по мере того, как более высокое положение в обществе занимает конкретная личность. Все четче, рельефнее проявляется противоречие между возможностями от- дельных личностей и уровнем социальных, экономических и инженерных задач, которые приходится разрешать. При таком положении стабильная концентрация политической и эконо- мической власти в руках отдельных личностей или небольших групп лю- дей неминуемо приводит к очень серьезным ошибкам и все углубляющим- ся кризисным явлениям. Тоталитаризм всегда стремится провести ниви- лирование общества на низших интеллектуальных и социальных уровнях. Таким образом в развитии цивилизации настуавет очень неблагопри- ятный период, соответствующий четвертому, завершающему, этапу разви- тия биологического вида. Все расширяющаяся дифференциация человечес- тва и непрерывно ускоряющийся научно-технический прогресс обгоняют по темпам своего развития эволюцию социальных структур общества, но они уже не в состоянии разрешить на должном уровне стоящие перед ним задачи и гармонически развиваться. На нашей планете сейчас нет образца социальной структуры,которая могла бы послужить основанием для построения нового общества,способ- ного нормально развиваться в будущем и никто пока такой схемы пред- ложить не может. В лучшем случае все сводится к нереальным демагоги- ческим рассуждениям. Даже формы демократического правления, которых пока придерживается большинство передовых развитых стран, уже в не- далеком будущем окажутся соверщенно неприемлемыми и не смогут изба- вить человечество от все обостряющихся кризисных явлений. Это несоответствие неминуемо приведет к гибели человечества как биологического вида, если только в результате продолжающегося эволюционного процесса не произойдет качественный скачок, который ознаменует переход на новую более высокую ступень разумной жизни на нашей планете, что может произойти только при постепенном прев- ращении существующего биологического вида в более совершенный, ко- торый сформируется на базе существующего. Мы уже отмечали, что чело- век не является завершающим звеном в эволюционной цепочке на Земле. 27 Все усиливающиеся кризисные явления в развитии этого вида неминуемо приведут его к гибели. Однако, по всей вероятности, в его недрах, в результате продолжающегося эволюционного процесса, начинает формиро- ваться новый вид, который придет ему на смену. Назовем его условно "СУПЕРЧЕЛОВЕКОМ", то есть существом более совершенным, чем человек, но, вместе с тем, унаследовавшим от него физическое подобие и неко- торые свойства и качества. Все указывает на то, что в ХХI веке Человечество ожидают очень серьезные события и перемены, сопряженные с тяжелыми жертвами и потерями. Для того, чтобы эти события произошли с наименьшим ущер- бом для общества необходимо готовиться к грядущим катаклизмам и прежде всего правильно оценивать происходящее. Мы должны готовить своих детей к новым условиям жизни. Ведь именно им придется уча- ствовать в формировании нового биологического вида и новых общест- венных структур, которые появятся на нашей планете. Ожидаемые со- бытия и перемены можно свести к следующему. 1. Обострение последствий энергетического кризиса, резкое сок- ращение запасов углеродистого топлива, поиск альтернативных источ- ников энергии - 10-20 годы ХХI века 2. Резкое сокращение рождаемости, поиски способов поддержания оптимальной численности населения - 10-20 годы ХХI века 3. Проявление последствий "парникового эффекта",повышение сред- негодовой температуры воздуха на планете и уровня Мирвого океана, сокращения площади суши на 10 % и другие следствия - 20-30 годы ХХI века 4. Дифференциация общества по интеллекту, формирование неприми- римых антогонистичных группировок и обострение борьбы между ними, дробление политических структур с одновременным усилением экономи- ческой взаимосвязи между ними - процесс активизировался в середине ХХ века и обострится в начале ХХI века 5. Активное техногенное воздействие на среду обитания, в след- ствии активизаци мутагенов нарушение нормального развивития вида, массовое появление мутантов - процесс активно проявился в середине ХХ века, обострится в начале ХХI и достигнет апогея в первой его четверти 6. Проявление элементов осознания высших измерений у значитель- ной части населения,освоение способов дистантного телепатического обмена информацией и воздействия, использования общего информаци- онного комплекса для получения необходимой информации - первые проявления конец ХХ - начало ХХI веков, широкое проявление в первой четверти ХХI века. 7. Проявление противоречий между возможностями появившихся представителей нового биологического вида и сложившимися традици- ями существующего общества - первые проявления в начале ХХI века, широкое развите в конце первой четверти ХХI века. П Е Р Е Ч Е Н Ь Р И С У Н К О В Рисунок 1 Зоны формирования гуманоидов. Рисунок 2 Этапы демографической эволюции чеовека. Рисунок 3 Изменения прироста населения мира с 1500 по 2000 годы. Рисунок 4 Прирост населения в Европе в ХХ веке. Рисунок 5 Изменения прироста населения по континентам в ХХ веке. Рисунки 6 и 7 Дифференциация американского общества по IQ фактору. Рисунок 8 Численное соотношение субъектов в обществе по их интел- лекту в зависимости от общего уровня развития общества. Рисунок 9 Изменение структуры общества по мере его развития. Рисунок 10 Динамика дифференциации общества.
ФОМИН ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Академик Российской Народной Академии Науки Международной Академии Геронтологии