Главная О нас Контакты


Газета "Перекресток Кентавра"


ВЕРА И ВЛАСТЬ

ОХОТА НА ВЕДЬМ

   Сколько спорили вокруг проекта закона «О свободе совести и религиозных объединениях»! Либералы утверждали, что закон ущемляет права человека. Патриоты и представители РПЦ считали, что закон хороший: не то чтоб уж очень сильно притесняя исповедующих «не основную» религию, он все же предоставляет преимущества православию. Закон был принят. Сразу же в Конституционный суд поступил запрос о его соответствии Конституции. Так что, вскоре КС будет рассматривать новое дело — «сектанты против правоверных».

   Моя бывшая одноклассница Маша — из тех, кого называют «неблагополучный ребенок». Когда ей было девять лет, из семьи, в которой было еще трое детей, ушел отец. С отчимом Маша не поладила и начала регулярно сбегать из дома. В седьмом классе, никого не предупредив, исчезла на полгода. Уехала в Екатеринбург с малознакомым парнем. Потом влюбилась в наркомана. Подсела на «винт» и «забила на все». Кололась в пах, чтобы не было видно, поэтому скоро у нее начались проблемы с почками. Родители перевели Машу в экстернат, но и там она не смогла учиться. Года два назад я видела ее, всю в красных пятнышках, с крошечными зрачками, заторможенную... Она сидела на героине.
   Маша рассказала, что родители заплатили большие деньги за ее лечение в закрытой «наркологичке», где она чуть не сошла с ума. Доза после лечения сначала было снизилась, но теперь почти такая же, как была до лечебницы. Потом Маша попросила у меня денег. Расставшись с ней и деньгами, я подумала, что не позже чем через полгода услышу о ее смерти. И забыла о ней. Но... недавно на улице ко мне подбежала девушка — вроде бы Маша, только какая-то новая, полная свежести и энергии. Она весело болтала, рассказывала, что учится в ГИТИСе и собирается принимать участие в новом проекте «ВиДа».
   — Каким образом ты так изменилась? — невежливо, но искренне удивилась я, ломая голову, как напомнить о деньгах, раз уж так удачно все получилось.
   — Не сама, конечно, — рассмеялась моим поднятым бровям Маша. — Помогло «Общество сознания Кришны». До этого я слышала о сектах только плохое. Слышала, что газ они в токийском метро распылили, что кришнаитов в Москве судят за какие-то прегрешения, а в 70-е они вроде и уголовщиной не брезговали... Да как вообще могут сделать что-нибудь доброе бритоголовые блаженные?!
   Расставаться с иллюзиями всегда непросто. Поэтому я и залепетала невразумительное:
   — Промывание мозгов, зомбирование, уход из семьи...
   — Ты мыслишь стереотипно, — объяснила мне Маша, сверкая красными щеками, как светофорами. — Они меня, можно сказать, с того света вытащили. Сектантов ругают все кому не лень, хотя толком ничего о них не знают. А после прошлогоднего закона вообще менты-козлы замучили облавами с проверкой документов, заманали отказами в аренде помещений. Да ты поспрошай знающих людей-то...
   Я решила «поспрошать» и пришла к ответственному секретарю Палаты по правам человека при президенте РФ Льву Левинсону. Левинсон произвел на меня вполне приятное впечатление. Он все знал.
   — Юридически не существует термина «секта», — сказал он, пощипывая бородку и наливая мне чай. — Но к «сектам» и «деструктивным культам» причисляют самые разные религиозные течения.
   — Но они же уводят детей из семей, — возразила я Левинсону. — Это очень не полезно.
   — Знаете, Диночка, к нам в Палату приходят десятки жалоб родителей, которые раздосадованы духовным выбором своих детей. Вы думаете, их дети ушли в секты? Нет, в православие! Взяли и ушли в монастырь. Эти письма ничуть не отличаются от жалоб родителей, чьи дети попали в секты. Но попробуйте-ка подать на Патриархию в суд за зомбирование или за разрушение семьи! Не примут заявление! И правильно, кстати, сделают: совершеннолетний человек вправе сам распоряжаться своей судьбой и своим имуществом. Родителям всегда не нравится, когда дети не появляются дома, становятся замкнутыми, перестают интересоваться «нормальными для их возраста» вещами, худеют...
   — А теракты и самоубийства, которые от сектантов?
   — Да что вы! — всплеснул руками Левинсон. — От традиционных конфессий пострадавших гораздо больше — бесконечная кровавая война в Югославии; столкновения в Индии между мусульманами и индуистами; война в Ирландии между католиками и протестантами! А размах иранского фундаментализма таков, что меркнут древние крестовые походы! Так кто опаснее? Кстати, если копнуть историю, христианство, как известно, тоже начиналось с секты, и по ходу дела христиане загубили куда как больше народу, чем несчастная Аум Синрикё, распылившая газ в токийском метро. Правда, ни после крестовых походов, ни в наши дни христианство не было объявлено преступной идеологией, а христианские церкви — бандитскими организациями. Сегодня многие сектанты более законопослушны, чем обычные граждане «с улицы». Просто потому, что они богобоязненны. Хотя их порой и доводят до отчаянных поступков. Например, известное массовое самоубийство членов американской «Ветви Давида» в 70-х годах произошло, когда сектантов окружила полиция, чтобы ликвидировать группу.
   Почему же мы больше опасаемся антиобщественных действий сектантов? Видимо, именно потому, что они носят локальный характер: единичные жертвы ужасают, бесчисленные — становятся статистикой.

   СПРАВКА
   В России борьба с сектантством началась в XVI веке, когда «жидовствующих» повадились сажать на колья. В XVII веке появился термин «русское сектантство», применявшийся к старообрядчеству. Его история чадит кострами самосожжений. У духоборов, молокан, штундистов, адвентистов, пятидесятников отнимали детей, а самих ссылали в Сибирь.
   В советское время через лагеря прошли сотни иеговистов, баптистов, причем некоторые — совсем детьми. В 70-е годы пересажали в тюрьмы и психушки десятки кришнаитов.
   Во время перестройки сектанты были реабилитированы как жертвы политических репрессий. Все религиозные течения были разрешены. Однако не надолго: в прошлом году был принят закон «О свободе совести...»

   Религиозные движения постоянно меняются, самые радикальные, как правило, постепенно адаптируются к обществу. Скажем, семь лет назад деятельность Богородичного центра носила откровенно женоненавистнический характер. Но года два назад «богородичники» смягчились, так что вполне можно ожидать проявлений среди адептов Богородицы феминизма. Во всяком случае, ныне они абсолютно законопослушны. Опасной радикализации сект к тому же очень мешает текучка. По статистике, в «Церкви Объединения» Муна в Западной Европе из ста человек через два года остается один. А в России Церковь мунитов недавно покинул сам ее глава.
   Больше всего пугают публику сатанисты...
   — В США, например, они официально зарегистрированы, — говорит Левинсон. — Им даже разрешено приносить в жертву животных, так же, как и Армянской церкви. В России же сатанистов никто никогда не видел. Хотя иногда журналисты взахлеб врут о них. Вот, например, история, облетевшая все газеты и попавшая в телепрограмму «Русский Дом».
   В тульской газете напечатали материал про то, что 73-летняя старуха Кузина возглавила организацию подростков-сатанистов. Якобы они приносили на алтаре человеческие жертвы, издеваясь над ними и заставляя отречься от божьего имени. И первым убили сына Кузиной, бывшего сотрудника президентской охраны. Их поймали. Старуха и подростки были посажены в тюрьму. Общественность была взбудоражена.
   Этим делом занялись юристы из Хельсинкской группы по правам человека. Вся история оказалась дутой. Сын старушки прекрасно поживает на этом свете, никто его в жертву не приносил. Один труп — местного пьяницы — тульские пинкертоны «повесили» на Кузину, потому что обнаружили его неподалеку от дома старухи. Решили, что рана на шее трупа — специально, чтоб пить кровь... Ритуальными одеяниями были признаны мешки для химикатов, а ведьмовство старухи доказали наличием вязанки чеснока в ее погребе. Второе нераскрытое преступление — убийство шестнадцатилетнего Глеба Орлова — тоже объяснили ритуальными действиями, совершенными под руководством Кузиной. Милиционеры поймали знакомых покойного Орлова — двух «металлистов», избили их и вынудили оговорить себя — покаяться в убийствах-«висяках». Так и была «обнаружена» банда сатанистов.
   Пожалуй, самая ужасная страшилка о сектах — зомбирование. Но что это такое, никто не знает. Американская психологическая ассоциация еще в 1986 году вынесла решение об антинаучности самого понятия «религиозное зомбирование». В американских судах иски против сект, содержащие слово «зомбирование», не принимаются к рассмотрению. А вот в Москве суды вовсю употребляют в приговорах это не несущее никакой рациональной смысловой нагрузки слово.

   СПРАВКА
   Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» отказывает в регистрации конфессиям, чей «религиозный стаж» менее 15 лет. Официально при этом говорятся слова «о защите граждан от тоталитарных сект». Таким образом недоумков-россиян ограждают от принятия самостоятельных решений. За них все уже решено — кому молиться, в какую контору нести деньги за религиозные обряды.
   Под прикрытием нового закона многим религиозным группировкам отказывают в аренде помещений и запрещают проводить ритуальные действия; иностранным миссионерам не продлевают визы; против «сектантов» возбуждаются уголовные дела.

Дина ЮСУПОВА,
«ОГОНЕК»


Десять вопросов к патриархии

   Дело не только в том, что Московская патриархия и Священный Синод — реликт и оплот советской империи. Дело не только в том, что больше всего они боятся гласности, света, правды. Дело еще и в нашей дикой, варварской вере, будто Церковь — это не Бог, присутствующий в реальной жизни каждого из нас, но некая резервация, обнесенная высокой оградой. Там, в ограде, — тишь, гладь и благодать. Песнопения, позолота, мерцание свечей. Там так просто и приятно спрятаться от тревог мирской суеты. Туда и прячутся иерархи от вопросов, нависающих над их головами...
   Но путь Христа проходит за оградой.

   Уместно сегодня поставить снова некоторые вопросы, оставшиеся без ответов.
   1. В 1990 году проходили выборы нового Патриарха Московского и Всея Руси. Делегаты Архиерейского Собора предложили шесть или семь кандидатов. Победил Ленинградский митрополит Алексий (Ридигер). Впоследствии стало известно о секретном предписании КГБ, разосланном по всем епархиям, — голосовать именно за него. Информация эта не была ни прокомментирована патриархией, ни опровергнута. Почему?
   2. В 1991-м, после путча, в прессе публикуются материалы из архивов Лубянки, где высшие церковные иерархи фигурируют под агентурными кличками. Синод создает специальную комиссию по расследованию связей РПЦ с КГБ. Ни одного официального сообщения ни о работе комиссии, ни о ее роспуске за минувшие годы не последовало. Ждать нам его или сделать вид, что 1991 года не было?
   3. В 1992-м Архиерейский Собор рассматривал «персональное дело» пресловутого Филарета (Денисенко). От Синода ждали решительных мер по предотвращению раскола на Украине. Филарета отпустили домой под честное слово, коего он не сдержал, и в результате в Киеве сегодня четыре враждующие церкви. Кто за это в ответе: Филарет, Кравчук, Кучма? Или Священный Синод?
   4. В 1993-м, осенью, патриархия взяла на себя роль посредника в разрешении конфликта между Ельциным и Думой. Переговоры в Свято-Даниловом монастыре зашли в тупик — и дело обернулось кровью. Почему патриархия не признает своей вины за случившееся?
   5. Церковь была реальной силой, которая могла помешать необольшевикам снова прорваться к власти в стране. Она этого не сделала, забыв об анафемах коммунизму и фактически выступая сегодня на стороне всего спектра «левых сил» — от красного до коричневого. Как это увязать с декларацией Алексия II: «Церковь не намерена заключать политических браков»?
   6. Позицию «невмешательства» избрала Церковь и с началом Чеченской войны, ограничиваясь невнятными напоминаниями о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Отлучив тогда отца Глеба Якунина, пригрозив репрессиями другим пастырям — «ходокам во власть», не освободила ли себя РПЦ от заботы о политическом будущем России?
   7. После запрета в богослужении нескольких авторитетнейших священников, в том числе известного на весь мир игумена Зинона, иконописца, лауреата Государственной премии России, многие верующие и неверующие просили патриархию разъяснить свою позицию. Этого она не сделала. Не является ли такое умолчание знаком презрения к общественному мнению?
   8. Войдя во вкус в деле захвата имущества приходов Свободной российской церкви (их насчитывается сегодня свыше ста), РПЦ со своей «канонической территории» совершила марш-бросок вначале в Эстонию, а затем в США и Израиль. Храмы и монастыри захватывались силой при попустительстве местных властей. Не претензия ли это на мировое господство? Не по этой ли причине Патриарх упрямо отказывается от встречи с Иоанном Павлом II?
   9. Скандальные публикации о связях патриархии с криминальным миром, о ее табачных и винно-водочных махинациях не удостоились внимания правовых инстанций. Означает ли «отделение от государства», по мнению патриархии, создание для нее правового заповедника?
   10. На совести патриархии немало «обезьяньих процессов» 60-80 годов. Не признав своей роли в их организации, главенство Церкви начало сегодня вторую «охоту на ведьм», неустанно обнаруживая в своих рядах новых отщепенцев.

   Два месяца назад в Екатеринбурге были сожжены книги «церковных диссидентов» советской эпохи: отцов А. Меня, И. Мейендорфа, А. Шмемана. Не осудив это аутодафе, учиненное епископом Никоном, не объявляет ли патриархия покойных авторов своими врагами-еретиками? А заодно их читателей и почитателей... Вот всего десять вопросов из множества. Ответов дождаться мы, честно говоря, не надеемся.

Михаил Поздняев,
«Огонек»


Голубое лобби в Православной церкви


Священники с традиционной сексуальной ориентацией боятся,
что скоро окажутся в меньшинстве

   Журналист Максим Гликин, автор ряда популярных книг о современной российской преступности, анализирует тайную подоплеку столь либерального отношения верхушки РПЦ к процветающему в среде священников гомосексуализму.

   Среди церковнослужителей и православных верующих Свердловской области бушует страшный скандал: глава епархии Владыка Никон уличен в мужеложестве, а также рукоприкладстве, пьянстве и богохульстве. 52 местных батюшки подали 88 рапортов Патриарху Алексию II с жалобами на своего епископа.
   В ответ руководством РПЦ епископу-содомиту всего лишь объявлен выговор. Радетели священнического целомудрия, явившиеся зачинщиками антиниконианского бунта, наказаны гораздо круче: игумен Тихон (Затекин) освобожден от обязанностей наместника Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, игумен Авраам (Рейдман) - от обязанностей наместника монастыря во имя Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге.
   В истории с разоблачением «голубого» епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона и последующим отлучением священников-разоблачителей от приходов много неясного и даже фантастического - особенно для тех, кто плохо разбирается во внутрицерковной кухне. Оставим пока в стороне вопрос о том, как чисто психологически этому священнослужителю удавалось совмещать свои прямые обязанности с содомским грехом. Гораздо интереснее два других вопроса. Первый: почему он прелюбодействовал так дерзко, нагло, почти открыто - не на какой-нибудь конспиративной квартире, как Скуратов, или в подпольной бане, как Ковалев, а прямо в монастырях - доверяя свои сердечные тайны случайным, непроверенным людям? И второй: почему высшие иерархи православной - по определению самой ортодоксальной - церкви решили покарать не содомита, а тех, кто попытался вывести его на чистую воду.
   Речь идет даже не о справедливости, а о церковном авторитете. Очевидно, что неадекватное решение Синода вызовет не только скандал, но и массовый отток верующих. А в связи с этим - если рассуждать более меркантильно - значительные финансовые потери. Получается, православные авторитеты сознательно терпели неизбежные в этой ситуации убытки, лишь бы оставить епископа Никона на его посту? Выходит, решение это связано с некоей принципиальной позицией патриархии?
   Ключ к пониманию этих загадочных критериев можно найти в словах самого Никона. В рапорте игумена Тихона, наместника Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, говорится, что Никон требовал приводить к нему для сексуальных развлечений юношей (келейников). Архиерей-содомит заявлял при этом: «В других епархиях настоятели монастырей занимаются поставкой мальчиков Правящим Архиереям ... и если на мое место придет другой Архиерей, то он тебя, Тихон, выгонит за то, что ты не будешь поставлять ему мальчиков».
   Это не было блефом, пустой угрозой. О том, что «голубой досуг» священнослужителей - явление если не повсеместное, то, по крайней мере, достаточно распространенное, есть не только устные свидетельства пострадавших, не только слухи и толки - но и вполне конкретные факты из криминальной хроники.
   B Москве, например, не так давно проходил весьма примечательный судебный процесс, где в роли потерпевшего выступал иеромонах Амвросий из храма Всех Святых на Соколе. Судили двух юношей: Ивана Лукашко и Дениса Ковалева. Судили за нанесение тяжких телесных повреждений - Денис пырнул отца Амвросия кухонным ножом.
   История банальная. Иеромонах познакомился с парнями на улице, пригласил их в офис церковного издательства, где он работал, напоил коньяком, помыл в душе и вместе с ними возлег. Парнишки попытались было оказать сопротивление, но дородный батюшка проявил настойчивость. Денису ничего не оставалось, как схватить нож...
   И такие истории - сплошь и рядом. При расследовании убийства отца Александра Меня выяснилось, что примерно в то же время было убито еще несколько священников. В связи с этим следствие отрабатывало версию о маньяке-гомосексуалисте, сводившем счеты со своими партнерами.
   Еще один весьма характерный случай произошел в городке Каменск-Шахтинский Ростовской области. Там за соучастие в изнасиловании арестовали иеромонаха Владимира, настоятеля единственного в городе православного молитвенного дома. При обыске у святого отца обнаружили целый секс-шоп: видеокассеты с крутой порнухой, несколько искусственных половых членов и прочую отнюдь не церковную утварь. А кроме того, отыскали наркотики - марихуану. Позже выяснилось, что за спиной у 32-летнего батюшки - 8 лет лагерей.
   В истории с отцом Владимиром все более-менее ясно: многие люди меняют свою половую ориентацию в зонах, где их «опускают» («петушат») за различные проступки. Но почему подобные же наклонности образуются у вполне цивилизованных людей, проповедующих христианские добродетели, помнящих, что за сексуальные извращения Всевышний уничтожил 5 городов? И почему церковное начальство постоянно закрывает глаза на греховные наклонности православных пастырей - также, как и на их уголовное прошлое?
   Характерно, что героями большинства «голубых» скандалов становятся монашествующие священнослужители. С одной стороны, постриг дает шансы для более быстрого карьерного роста: в православии именно монахи стоят на самых высоких ступенях церковной иерархии. С другой стороны, жизнь в монастыре чем-то сродни жизни на «зоне». Дефицит женского пола компенсируется за счет «собственных ресурсов», в данном случае - силами юных послушников и семинаристов.
   Так, вероятно, было испокон веков. Но именно сейчас конфликт между священниками нетрадиционной ориентации и священниками-«натуралами» достиг особый остроты и уже выплескивается в СМИ. Дело не в так называемой гласности. Но в том, что настоящих священников - не атеистов в рясах - все больше беспокоит одна страшная тенденция, которую они сами называют «голубым лобби».
   Нетрадиционная ориентация батюшек все больше превращается в традиционную. Все больше «голубых» священнослужителей оказываются на ключевых постах в региональных епархиях. И осведомленные люди замечают, что это происходит не по закону случайных чисел, но является продуманной кадровой политикой.
   Ничто не объединяет людей сильнее, чем соучастие в преступлении. Круговая порука клерикалов только крепнет от их общих гомосексуальных тайн. Описанные в рапортах потерпевших священников и семинаристов «приставания» со стороны епископа являются, в некотором смысле, кадровым отбором. Понятно ведь, что небедный архиерей мог бы найти мальчиков и на стороне - рынок всевозможных сексуальных услуг в России достаточно сформирован. Но этому святому отцу было важно, чтобы в контакт с ним вступали свои.
   Предложение заняться любовью являлось своего рода «проверкой на вшивость», поиском сторонников и соратников. Не случайно за согласие разделить с ним постель епископ обещал повышение по церковной службе - и, в общем-то, выполнял свои обещания. «Голубое лобби» создается по вертикальному принципу - от маленьких приходов до мощных епархий, от дьячков до архиепископов.
   Свердловский бунт «ретроградов», по большому счету, был жестом отчаяния. Отец Тихон и его единомышленники, похоже, не были удивлены реакцией патриархии - потому и не очень торопились сообщать о «шалостях» епископа Никона. Они не сомневались, что епископ имеет высоких покровителей. Что информация, поступающая к патриарху, строго дозируется - и симпатия тех, кто ее фильтрует, не на стороне разоблачителей.
   Увы, предсказуема была и реакция Священного Синода. Не то чтобы члены этого высокого собрания имеют пресловутую ориентацию. Просто нынешнее положение вещей православную элиту вполне устраивает - и с точки зрения управляемости церковными кадрами, и с точки зрения стабильности и преемственности власти.
   И с точки зрения совместного бизнеса. Общеизвестно, что Русская православная церковь сегодня - это мощная финансово-промышленная империя. Фактически каждый приход - это коммерческое предприятие, оперирующее, в основном, черным налом. Наряду с мелкими фирмами есть и солидные концерны-крупняки. Такие, как предприятие «Софрино», в пору расцвета таможенных льгот ставшее одним из крупнейших в России импортеров табака, а также вина из Европы. Кроме того, РПЦ является главным соучредителем РАО «МЭС», в середине 90-х возглавившего список крупнейших нефтяных спецэкспортеров.
   Кроме того, под контролем РПЦ до не давнего времени действовало АОЗТ «Артгемма» - предприятие, созданное для огранки алмазов, но на манер «Голден АДА» предпочитавшее отправлять необработанные камешки, поступавшие из кладовых Гохрана, за рубеж - в основном, в Бельгию. (Кстати, по некоторым сведениям, «Артгемме» якобы покровительствовал зам. руководителя Гохрана Александр Абрамов, тяготевший к общению с «голубыми» клириками, которых он не раз одарял сокровищами Гохрана).
   Очевидно, что значительная часть «церковных» финансовых потоков протекает через ту область нашей экономики, которую принято называть «теневой». Бизнес этот связан с большими рисками, с повышенными требованиями к хранению коммерческих тайн, строится больше не на бумажных, а на устных договоренностях. Интимная и одновременно греховная связь партнеров по бизнесу - лучший залог надежности и стабильности предприятия.
   Кстати, упомянутый герой «голубого» скандала отец Амвросий крестил и проповедовал не где-нибудь, а во Всехсвятской церкви, которая с застойных времен была второй в Москве по доходам после Кафедрального Собора. А покровитель отца Амвросия, настоятель Всехсвятской церкви епископ Бронницкий Тихон возглавляет к тому же церковное издательство и является, если можно так выразиться, одним из топ-менеджеров православной финансовой империи.
   ...Автор этих строк имел долгий и откровенный разговор с отцом Фомой - одним из тех священнослужителей Свердловской области, которые осмелились перейти в открытую оппозицию к «голубому» епископу. Меня интересовал тот вопрос, который прозвучал в начале этих заметок: как чисто психологически сочетаются в умах православных иерархов священнодействие и сексуальные извращения?
   Являются ли эти люди в рясах убежденными атеистами - в лучших традициях советских времен, когда церковная карьера зависела от согласия сотрудничать с КГБ? Или они все же мнят себя верующими, однако провели негласную ревизию христианских канонов, отменили для себя многие запреты и с недавних пор не считают гомосексуализм грехом?
   Так поступили, например, некоторые из протестантов. Впрочем, и русские традиции богаты различными еретическими течениями, связанные с сексуальным ревизионизмом православия - вспомним хотя бы хлыстовство. Так может, это не атеизм, а новая ересь?
   Отец Фома сказал, что не знает ответа на эти вопросы. Но помнит, что именно такого рода вырожденческие тенденции в церкви описаны в Апокалипсисе. Те же слова я слышал и от других священников. Похоже, «голубые» скандалы подхлестывают в религиозной среде апокалиптические настроения не в меньшей степени, чем война на Балканах.

Максим ГЛИКИН


Next
Hosted by uCoz