Главная О нас Контакты



Космические поезда Циолковского


Немало скрытого ранее "за семью печатями" стало известным за последнее десятилетие. Сколько еще тайн хранят пыльные папки архивов! Но все же иногда приподнимается завеса секретности, кое-что становится достоянием всех, а не только "посвященных".

Все мы знаем, что наш знаменитый земляк К.Э. Циолковский заложил основы космонавтики. Многие знают, что он занимался вопросами аэронавтики, то есть воздухоплавания, разработкой конструкций дирижаблей. Хотя с развитием авиации эта тема и потеряла свою актуальность, но, тем не менее, сейчас все чаще раздаются голоса в пользу возрождения этого вида транспорта. Касался Константин Эдуардович и других вопросов науки и техники.

Но мало кто знает, что одна из идей Циолковского настолько заинтересовала руководство страны, что в течение многих десятилетий ее разработкой занимались сверхсекретные лаборатории и предприятия. Сейчас эта тема уже не является секретной, но представляет определенный интерес в плане объяснения многих явлений, неоднократно будораживших умы людей разных стран.

Краткий анализ подборки архивных материалов по проекту "Амбар-18" дает заслуженный деятель культуры СНГ, член-корреспондент АН СНГ профессор Сергей Павлович Гонцевский.

* * *

Первые упоминания об идее "летающих поездов" были обнаружены в записках Циолковского и в черновиках второй части книги "Об исследовании околоземного пространства реактивными приборами", датированных еще 1910 годом. Сама по себе идея не представляла что-нибудь сверхъестественное, более того, похожая на нее мысль как-то однажды промелькнула в фильме Шукшина "Печки-лавочки", где один из героев - железнодорожный жулик в исполнении Буркова - рассказывает о своей вымышленной профессии инженера-конструктора летающего поезда, который, подъезжая к реке без моста, преодолевает ее следующим образом: "...паровоз выпускает под себя мощную струю пара и ...перелетает через реку, попадая точно на рельсы". В кинофильме это звучит комично, но на самом деле в стране к моменту выхода фильма уже много лет разрабатывалась и даже имела практическое решение концепция К.Э.Циолковского о транспортных средствах высокоточного пассивного перелета.

Смысл крайне прост: транспортный снаряд разгоняется до высоких скоростей в огромной подземной трубе, "выстреливаясь" в направлении подобной же приемной трубы. Там, после приземления, происходит хотя и интенсивное, но все же плавное торможение. То есть имеется подобие колоссального ружья, стреляющего вагонами с грузом. Предварительные расчеты показали возможность перемещения таким образом даже людей, поскольку перегрузки оказывались вполне приемлемыми.

Работы по проекту, названному "Амбар-18" начались во второй половине 30-х годов, когда индустрия уже получила некоторый опыт строительства подземных сооружений. Немалую роль сыграл тут Московский метрополитен. Кстати, первая испытательная стартовая труба строилась на базе бокового ответвления метро. Приемная же труба располагалась в районе Курска, в отработанной железнорудной штольне.

Начало опытных запусков не увенчалось успехом. Дело в том, что для разгона макетов грузовых снарядов применялись традиционные химические вещества, что нередко приводило к взрывам. Непродуманная же система отвода отработанных газов через геологические карстовые пустоты однажды вызвала трагедию, но была принята за обычное, хотя и неожиданное, извержение Везувия.

С началом войны работы были ускорены, поскольку Правительство осознало выгоду возможности применения такого рода транспорта для почти мгновенного перемещения больших количеств грузов и живой силы на большие расстояния. Причем к концу войны, когда сместились акценты по внешним врагам, большинство работ было перенесено на Дальний Восток. Там, в районе Владивостока, и были построены новые сооружения. Проект "Амбар-18", как средство стремительного захвата вражеской территории, рассматривался в качестве противовеса появившейся в 1945 году в США ядерной бомбе. Тогда уже начинали прорабатываться новые идеи - реактивная тяга и отработка посадки не в специально построенной трубе, а на произвольно выбираемой поверхности.

В начале 1946 года начались планомерные опыты на Дальнем Востоке. Этот период связан с большим количеством казусов. Так, например, оказалось, что при больших дальностях полетов для неуправляемых снарядов требуется очень высокая точность математических расчетов. Логарифмическая линейка, которой оказалось достаточно для расчета атомной бомбы, не обеспечивала необходимой разрядности вычислений, а вычислительная машина тогда была только одна - ЭВМ "ЭНИАК", созданная Джоном Мокли и Дж.Преспером Эккертом в США. Как выяснилось, погрешность расчета в восьмом знаке приводила к отклонению курса в сторону Японии, где снаряды, сталкиваясь с горой Фудзиямой, непредсказуемо меняли направление полета, и иногда терялись службой слежения. Тут аналогией может служить поведение пущенного над водой плоского камешка, летящего по прямой над ровной водной поверхностью, и внезапно ныряющего или взлетающего высоко вверх при столкновении даже с небольшой волной.

Кстати, следует заметить, что снаряды (или зонды, как их называли), были в то время уже дисковидной формы, а не цилиндрической, как в начале работ, а внутри содержали массивный гироскоп для обеспечения равновесия в полете, были оборудованы макетами систем управления, и содержали муляжи людей с нанесенной биологической тканью для изучения воздействия ускорения на организм человека.

О судьбе утерянных службой слежения зондов говорить трудно. Но стоит учесть, что именно к тому времени относится всплеск слухов и публикаций о нашествии так называемых "летающих тарелок", впоследствии названных нейтральным термином НЛО (UFO). Не оставляет сомнений, что НЛО, сбитый в 1947 году над Аппалачскими горами, результаты исследований которого строго засекречены американцами, на деле является одним из "заблудившихся" дальневосточных зондов, и только стыд за глупую ошибку, допущенную американскими службами безопасности, а также видными учеными, принявшими муляжи, найденные внутри, за инопланетный экипаж, мешает рассекретить этот случай и сделать его достоянием общественности. Хотя следует признать, что кое-что из сверхсекретной информации все же просочилось наружу. Тут, видимо, повлияла и работа разведки, иначе чем объяснить странное совпадение названия американского фантастического фильма "Ангар-18", рассказывающего о подобном случае со сбитым НЛО, разумеется, сильно приукрашенного, - с названием советского проекта "Амбар-18"? Правда, судя по всему, американцы, узнав название темы, решили, что она связана с изучением НЛО.

Кроме того, 40-е и 50-е годы ознаменованы повышенным интересом к необъяснимым исчезновениям кораблей и самолетов в так называемом "Бермудском треугольнике" - обширной области Атлантического океана у восточного побережья Флориды. Высказывались мнения, что некоторые зонды вполне могли при благоприятных условиях достичь этой территории и послужить причиной катастроф, что при солидной массе зондов не исключает возможности практически мгновенного разрушения ими при столкновении даже крупных океанских судов.

С изобретением в СССР в 1949 году атомной бомбы, а затем с созданием к 1957 году мощной ракетно-космической базы, проект "Амбар-18" потерял свою значимость. Однако, некоторые опыты еще проводились и позже. Впоследствии было выяснено, что запуск больших грузов вызывает нечто вроде ружейной отдачи, только направленной в землю, причем проявиться это может за сотни и тысячи километров от места старта. Нет явных указаний, но некоторые участники проекта связывают такой запуск большой массы под Москвой в начале 70-х годов с разрушительным землетрясением в Белграде, упоминается и чилийское землетрясение.

Также под большим сомнением находятся еще несколько фактов: внезапное торможение и разрушение американской космической лаборатории "Скайлэб" - по данным архивов как раз в то время проводились запуски зондов на высокие орбиты; неоднократно упоминавшиеся американскими астронавтами наблюдения НЛО в космосе; и наконец то, что гигантская космическая станция "Мир" ну никак не могла быть собрана на орбите при таких габаритах и массе, - вывод на орбиту явно производился при помощи систем, подобных описанным ранее, причем одним пуском. Дальнейшие работы по развертыванию станции осуществлялись большим количеством рабочих, о нахождении которых в космосе не сообщалось по понятным соображениям.

В настоящее время неизвестно, ведутся ли работы в этом направлении, но несколько лет назад, когда страну удивило сообщение о внезапно проснувшемся вулкане Ключевская сопка на Камчатке, некоторые из бывших участников проекта единогласно заявили, что на самом деле это следствие выброса отработанных газов из новой шахты, куда был переброшен по воздуху стартовый комплекс для строительства нового дальневосточного российского космодрома. Следует также обратить внимание на целую серию недавних землетрясений в Средней Азии, происшедших за сравнительно малый промежуток времени и в одном и том же регионе (Туркмения - Пакистан).

Таким образом получается, что многие загадочные случаи могут быть объяснены тем, что где-то в условиях большой секретности ведутся какие-то работы. Кстати, в эту схему вписываются и необъяснимый взрыв в окрестностях города Сасово в Рязанской области - по всей вероятности, мы имеем дело со столкновением подобного зонда с землей на сверхзвуковой скорости, - и замеченный недавно в Людинове НЛО, и участившиеся за последнее время непонятные аварии нефте- и газопроводов, да и многие другие случаи. И кто знает, если процесс доверия между бывшими политическими и военными противниками в мире позволит снять завесы секретности с многих проектов, способных служить на пользу людям, и переключить их на мирные цели, то, может быть, нам доведется еще присутствовать при пуске в действие "стреляющего" поезда - ну, допустим, не "Земля - Луна, Калуга - Марс", а хотя бы "Калуга - Рио-де-Жанейро"...

Василий Сорокин.
1.04.1997 г.

Hosted by uCoz