Программа без сенсаций и "страшилок"

Известная консервативность системы высшего профессионального образования в России: с одной стороны, и процессы демократических преобразований - с другой, дают редкую возможность для полезных инициатив в области просвещения. А что еще остается, если образование не поспевает за ходом быстро меняющейся жизни, если оно заметно отстает от темпов научного познания? Например, экологические проблемы, которые становятся доминирующими в человеческом общежитии, до сих пор не нашли никакого отражения в государственных стандартах по целому ряду специальностей, точно так же, как не обрели на то права и многие другие, вполне устоявшиеся дисциплины. Высшие учебные заведения, дабы не отставать от требований жизни, вводят подчас новые предметы на свой страх и риск и по собственному разумению. Или не вводят, тем самым усугубляя отставание от реальной действительности.

Особенно это касается сфер познания в новых нетрадиционных или пограничных областях науки: биоэнергоинформатике, уфологии, валеологии, синергетике, теологии, космологии и других направлениях современного естествознания.

Что может «сдвинуться» в нашем просвещении?

Можно десятилетиями дожидаться того времени, когда, за счет естественной смены поколений или благодаря приходу к власти прогрессивно мыслящих политических деятелей, что-то наконец сдвинется в нашем просвещении, и министерство образования станет активнее интересоваться реалиями дня сегодняшнего, а не вчерашнего или позавчерашнего. Сегодня особенно важна инициативность, энергия, целеустремленность ученых-новаторов, поскольку общество вплотную подошло к необходимости расширения границ или даже к полной замене существующей парадигмы познания мира.

Я убежден и отстаиваю мнение, что нынешний период познания весьма близок по содержанию от геоцентрической к гелиоцентрической концепции строения мира. Борьба этих концепций была настолько острой, что оппонентов общепринятой теории иногда сжигали на кострах. Хотя, время, вы знаете, доказало правоту гонимых.

Сейчас едва ли менее драматичный переход в сознании многих и многих происходит из-за борьбы концепций эгоцентризма и антропоморфизма. Обостряется противостояние между известной концепцией, что человек – венец природы и центр всего сущего, и идей, что человек – это часть природы и должен жить в единстве с нею. В более расширенном смысле антропоморфическая, или правильнее сказать, ноокосмическая концепция, признает многомерность пространства и многонаселенность его различными мирами и разумными цивилизациями. И это противостояние концепций не менее драматично, поскольку здесь идет речь не о совершенствовании, допустим, инструментальной базы эмпирического познания, а о необходимости изменения сознания, о расширении его границ. Ведь мы ограничены рамками возможностей наших пяти органов чувств, и крайне негативно, даже порой агрессивно относимся к попыткам переступить через порог ограничивающих нас чувств. Однако, рано или поздно, сделать это придется. Мир вовсе не трехмерен, как это следует из

Ньютоно-Картезианской парадигмы, а мы не единственные разумные обитатели космоса.

Поэтому, если мы будем только уповать на просвещенных лидеров нации, если будем ждать и надеяться, что когда-нибудь некто пересмотрит программы обучения в сторону инновационных идей и достижений, то этот период ожидания, а фактически – застоя, растянется до бесконечности. Приказа по Министерству или Правительственного Указа о введении, допустим, уфологии или эниологии в общеобразовательные процессы можно дожидаться еще полвека.

Что предлагается?

Решение простое: надо явочным порядком, инициативными действиями на местах, внедряться в образовательные процессы. С одной стороны, следует, как это принято, направлять предложения о введении новых дисциплин от научных лабораторий, исследовательских центров, а с другой – внедряться в учебные процессы там, где это возможно, не дожидаясь ничьих указов и постановлений.

Я убедился на своем опыте, что второй путь не безнадежен. Более того, в наше архиперестроечное время он даже перспективнее и результативнее. Время работает на нас. Наше общество, благодаря средствам массовой информации, благодаря свободе печати и свободе мнений уже более подготовлено к восприятию новых идей, чем это было 10-15 лет назад. Я это ощутил на себе и хотел бы обнадежить коллег по изучению аномального.

Феноменальное - в учебный план!

К примеру, я начал с того, что написал программу по основам уфологии для высшей школы, имея в виду институты нашего города Волжского, в двух вариантах: ознакомительный курс на 4-6 лекционных часов - и углубленный курс на один семестр из расчета 36 часов (18 часов лекционных и 18 часов семинаров). За основу курса были взяты труды ведущих специалистов в области уфологии и биоэнергоинформационных взаимодействий. Это прежде всего книги Ю.А. Фомина, В.Г. Ажажи, Г.К. Колчина, работы Н.Н. Сочеванова, В.И. Забелышенского, А.И. Плужникова, А.И. Авинского, Л.С. Прицкера и других. Но основа – это книга Ю.А. Фомина “Энциклопедия аномальных явлений” и программы, разработка “Основ уфологии” и “Концепции современного естествознания”, которые мне предоставил В.Г. Ажажа. Разумеется, я их переработал с учетом своего опыта, знаний и наших наработок.

Реакция ректоров волжских институтов была в общем-то неожиданной для меня: они охотно соглашались на чтение у них ознакомительного краткого курса, а ректор Волжского гуманитарного института, наоборот, отложил не глядя программу-минимум и сразу занялся программой на семестр. После апробации лекций в 1995/96 учебном году, курс был официально введен в 1996/97 годах на трех факультетах института. Единственное, что мы сделали из осторожности, - это переименовали дисциплину, назвав ее вместо “Основ уфологии” так: “Нетрадиционные и поисковые концепции в естествознании”.

Кстати, это название более соответствует сути: непосредственно уфологии, НЛО там не более 20%, а основной материал посвящен идеям русского космизма, вопросам многомерности пространства и времени, феноменальным проявлениям в природе, биолокации, перспективам эволюции человечества и т.д. Облегчает задачу легализации аномальной проблематики то, что сейчас во многих вузах читается дисциплина “Концепции современного естествознания”, в рамках которой, или расширяя эти рамки, можно знакомить слушателей с основами экстрасенсорики, уфологии и ряда других инновационных концепций.

Я полагаю, что наличие ученых степеней у исследователей АЯ существенно облегчит задачу внедрения в вузы дисциплин нетрадиционной направленности. Всем нам надо учитывать, что этот путь – не прихоть и не авантюра.

Сейчас наступает то время, когда отмежевание от непознанных феноменов природы может негативно сказаться на прогрессе всего человеческого общества, поскольку с грузом непонимания космических законов мироздания мы недалеко продвинемся в своем эволюционном развитии. Расширить горизонты знаний, пробудить творческую мысль студентов – такова стратегическая цель введения “нетрадиционных концепций” в учебный план.

Например, в Московском Авиационном институте, где читается курс “Основы космонавтики будущего”, преподаватель курса В.А. Чернобров, поясняя, почему они изучают аппараты типа НЛО, которых якобы нет в природе, прямо заявил: “Ну, не на поршневых же самолетах надо учить думать будущих конструкторов нетривиальным образом!”

Как отнеслись к введению необычного курса в институте?

“Продвинутые” студенты и профессура

Вообще-то я ожидал излишне критической реакции именно со стороны профессорско-преподавательского состава. Но я ошибался. Многие преподаватели неплохо ориентируются в эзотерической и паранормальной литературе, знакомы с трудами Е.Рерих, Д.Андреева, Е.Блаватской и других. Словом, никакого противодействия или выраженного скептицизма со стороны коллег я не заметил.

Студенты – народ подневольный, будут учить хоть китайский язык, если он есть в программе, но они тоже приняли новый предмет с энтузиазмом. Во-первых, потому, что это интересно, во-вторых, потому, что они приобщались к необычным знаниям. Хотя, разрабатывая программу, я не пошел по пути упрощения проблемы, не стал пересыщать его сенсациями и “страшилками” - курс получился серьезным, подчас даже сложным.

Мне и студентам повезло в том, что Волжская группа по изучению аномальных явлений имеет свои неплохие наработки в исследованиях феноменов. Спорность многих фактов, недоказанность ряда гипотез о существовании ВЦ и параллельных миров, конечно, вызывали дискуссии на семинарах, но наличие, скажем, таких “вещественных” доказательств в виде записанных на магнитофонные пленки диалогов с неизвестным разумом, просмотр нашего видеофильма о контактах, просмотр и обсуждение английского документального фильма “Вскрытие инопланетянина”, демонстрация видеофильма и слайдов психографической живописи тольяттинского художника Александра Кремнева, - все это настроило многих студентов не на отрицание проблемы НЛО и АЯ, а на поиск разумного объяснения феноменов. Магнитофонные пленки с записью наших диалогов были разобраны студентами для написания рефератов. Этим они очень нам помогли, переведя речевой материал на бумагу, с которым легче работать.

Кстати, заинтересованность студентов в изучении предмета видна, например, на темах рефератов, которые ребята брали для самостоятельного изучения и семинарских докладов.

Это – теория ноосферы Вернадского, идеи Циолковского и Федорова, исследования Чижевского, древние цивилизации, возможность палеоконтактов. Среди тем – концепции “Живой этики”, “Понятие о реинкарнации”, “Картография тонкоматериальных миров”, “Бог, жизнь и смерть с позиции Библии”, “Энергетический вампиризм”, “Идеи четвертого измерения в работах Хинтона”, “Материальность мысли” и многие другие.

“Интересные сказки” или “бред сумасшедшего”?

В заключение скажу о результатах анонимной анкеты, которую я распространил среди студентов. Было три вопроса: “Чем интересен курс?” “Читается ли курс своевременно, преждевременно или с запаздыванием?” “Какие замечания вы бы сформулировали?”

Из 127 заполненных анкет, интересным и даже очень интересным назвали предмет 125 человек (98,4%). Двоих он привлек. Один посчитал, что это просто “интересные сказки”, другой сформулировал жестче: “похоже на бред сумасшедшего”. Конечно, можно лишь пожалеть, что анкета анонимная и мы не узнаем имен тех, кто оказывается, доподлинно знает истину.

13 человек посчитали, что курс читается рано, поскольку общество не готово к подобным идеям. Однако 80 человек (62,9%) назвали курс весьма своевременным, а еще около тридцати процентов студентов отметили, что курс запаздывает, его следовало изучать в старших классах школы.

В рекомендательной части анкеты были сетования на то, что курсу выделено мало часов, просили продолжить курс дальше, ввести его во всех вузах. Многие отмечали, что изучение аномальной проблематики заставили их “по-новому взглянуть на мир”, “изменили мировоззрение”, “пробудили интерес к знаниям об иномире и о Вселенной”, “помогли решить некоторые личные проблемы”. Среди критических замечаний были такие: “мало убедительности”, “гипотезам не хватает научной базы”, “есть проблемы с достоверностью фактов”… Сетовали на отсутствие учебников по данной дисциплине.

Словом, год практического ведения курса “Нетрадиционных концепций” в Волжском гуманитарном институте показал, что тема находит большой отклик среди студентов. Она воспринимается как знак времени, имеет своих заинтересованных сторонников и оппонентов. Полагаю, что время, когда новая учебная дисциплина будет повсеместно включаться в вузовские программы, уже не за горами.

Геннадий БЕЛИМОВ, член-корреспондент МАИ, Волжский гуманитарный институт

Hosted by uCoz